Дело № 2а-2275/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2019 года г. Елец
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего АНПИЛОВОЙ Г.Л.,
при секретаре ПАНТЮХИНОЙ Ю.С.,
с участием прокурора Гузенко Л.В., представителя административного ответчика администрации Елецкого муниципального района Кобзевой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Елецкого района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействий, указывая, что прокуратурой Елецкого района проведена проверка по жалобе ФИО3 на отказ администрации района в признании помещения, находящегося по адресу: N..., N..., N..., непригодным для проживания. В ходе проверки, установлено, что на официальном сайте администрации Елецкого муниципального не размещено постановление администрации Елецкого муниципального района Липецкой области от 25.05.2015 № 172 «Об утверждении межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Елецкого муниципального района», что нарушает право граждан на свободный доступ к информации о нормотворческой деятельности администрации района и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение муниципальной услуги. В адрес главы администрации Елецкого муниципального района 02.09.2019 за № 453ж-2019 внесено представление с требованием разместить данное постановление на официальном сайте администрации Елецкого муниципального района; разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ответе о результатах рассмотрения представления указано, что проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции находится в стадии разработки. По состоянию на 31.10.2019 в прокуратуру района проект административного регламента для дачи заключения администрацией района не направлялся, какие-либо иные ответы на представление от 02.09.2019 № 453ж-2019 не поступали. Отсутствие вышеуказанного регламента может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, незаконным. Обязать администрацию Елецкого муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Явившаяся в судебное заседание прокурор Гузенко Л.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнила, в период рассмотрения дела в суде ответчик требования прокурора исполнил. Просил решение суда к исполнению не обращать.
Явившаяся в судебное заседание представитель ответчика администрации Елецкого муниципального района Кобзева Л.Н. иск не признала, пояснила, что на момент рассмотрения дела регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден и размещен на сайте администрации.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив и исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;
В силу ст. 4 Закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу ст. 13 Закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу норм п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
В судебном заседании установлено, что 15.08.2019 ФИО3 обратился к прокурору N... с просьбой провести проверку по жалобе на отказ администрации Елецкого муниципального района о признании помещения, находящегося по адресу: N..., N..., N..., непригодным для проживания.
02.09.2019 прокурором Елецкого района Липецкой области Пиляевым С.Н. вынесено представление в адрес администрации Елецкого муниципального района, в котором требовал разместить на официальном сайте администрации Елецкого муниципального района постановление администрации Елецкого муниципального района от 25.05.2015 № 172 «Об утверждении межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Елецкого муниципального района». Разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На момент прокурорской проверки на официальном сайте администрации Елецкого муниципального района не размещено постановление администрации Елецкого муниципального района Липецкой области от 25.05.2015 № 172 «Об утверждении межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Елецкого муниципального района», что нарушает право граждан на свободный доступ к информации о нормотворческой деятельности администрации района.
04.10.2019 администрация Елецкого муниципального района сообщила прокурору Елецкого района Липецкой области Пиляеву С.Н. о рассмотрении представления и принятии мер к устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем, а именно: о размещении постановления администрации Елецкого муниципального района от 25.05.2015 № 172 на их официальном сайте и разработке проекта административного регламента.
По состоянию на 31.10.2019 в прокуратуру района проект административного регламента для дачи заключения администрацией района не направлялся, какие-либо иные ответы на представление от 02.09.2019 № 453ж-2019 не поступали.
03.12.2019 администрация Елецкого муниципального района направила прокурору Елецкого района Липецкой области Пиляеву С.Н. постановление от 03.12.2019 № 801 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на 24 листах. Из текста данного постановления усматривается, что оно подлежит размещению на официальном сайте администрации Елецкого муниципального района в сети Интернет.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников процесса, письменными доказательствами, приобщенными к материалам дела и исследованными в судебном заседании, а именно: копией заявления от 15.08.2019; копиями сообщений администрации Елецкого муниципального района от 07.08.2019, 15.05.2019, 03.12.2019; копией запроса от 23.08.2019; копией сообщения администрации Елецкого муниципального района от 27.08.2019; копией представления от 02.09.2019.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрацией района не разработан и не принят, что свидетельствует о нарушении прав граждан на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией района разработан, принят и утвержден.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом решение суда не подлежит исполнению, поскольку требования прокурора исполнены в период рассмотрения дела судом.
Оснований для взыскания судебных расходов нет, поскольку стороны в силу НК РФ ответчик освобожден от уплаты судебных расходов.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.