Дело №2-1594/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2018 г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Ивановой Ю.И., при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дурневой Ольги Леонидовны к СНТ «Химик-1» о границе земельного участка, о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Дурнева О.Л. обратилась в суд с иском к СНТ «Химик-1», администрации г. Переславля-Залесского, Управлению Росреестра по Ярославской области, просит установить границу земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, по адресу: <адрес скрыт>, в соответствии с межевым планом, изготовленным кадастровым инженером Форощук (Саржиной) О.В., а так же признать за собой право собственности на данный земельный участок площадью 771 кв.м.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, площадью 500 кв.м., на основании договора купли-продажи от <дата скрыта>. В результате кадастровых работ по уточнению границ земельного участка выяснилось, что площадь участка составляет 771 кв.м. Управление Росреестра по Ярославской области не производит государственную регистрацию изменений земельного участка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Волкова Е.Н., указанные требования поддержала. К изложенному в иске дополнила, что фактическое землепользование участком определено забором, установленным с момент покупки участка. С двух сторон участок имеет смежных землепользователей. С одним из них граница согласована (<Ф.Е.В.>), с другим – граница уже определена и сведения о ней внесены в ЕГРН. С других сторон граница участка согласована с председателем СНТ «Химик-1», поскольку смежными являются земли товарищества. Споров по установленному забору не имеется.
Председатель СНТ «Химик-1» ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений по иску не имеет.
Судом изменен процессуальный статус администрации г. Переславля-Залесского, Управления Росреестра по Ярославской области на третьих лиц. Их представители в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 500 кв.м., с кадастровым номером <номер скрыт>, по адресу: <адрес скрыт>, поставлен на государственный кадастровый учет <дата скрыта> (т. 1 л.д. 28). Согласно сведениям публичной кадастровой карты координаты границ спорного земельного участка до настоящего времени не определены.
На основании договора купли-продажи от <дата скрыта> собственником данного земельного участка и находящегося на нем садового домика является истец Дурнева О.Л., право собственности которой зарегистрировано в ЕГРН (т. 1 л.д. 8, 9, 28).
Кадастровым инженером Форощук О.В. проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, изготовлен межевой план от <дата скрыта>. Согласно межевому плану площадь участка по результатам кадастровых работ составила 771 кв.м. Из акта видно, что местоположение границы земельного участка согласовано со всеми смежными землепользователями, в том числе с председателем СНТ «Химик-1».
Согласно заключению кадастрового инженера, межевание проведено по границам фактического землепользования. Превышение площади относительно сведений ЕГРН составляет более 10%, что является препятствием для государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом №218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) – ч. 7 ст. 1.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) – ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч.3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).
Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).
В качестве доказательств существования границ своего земельного участка в соответствии с предлагаемым межевым планом, истец ссылается на установленный забор с момента приобретения земельного участка и расположенного на нем садового домика. Наличие забора отражено в межевом плане. Судом в настоящее время не выявлено споров относительно места установления забора.
Доказательств обратному в суд не представлено. При казанных обстоятельствах надлежит установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, по адресу: <адрес скрыт>, в соответствии с межевым планом от <дата скрыта>, изготовленным кадастровым инженером Форощук О.В., и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> не имеется, поскольку данное требование является излишне заявленным. Право собственности на участок зарегистрировано за истцом, изменение площади участка и определение его границ данное право не прекращает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, по адресу: <адрес скрыт>, участок 1, в соответствии с межевым планом от <дата скрыта>, изготовленным кадастровым инженером Форощук О.В. (приложение №1); внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Иванова Ю.И.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2018г.