Дело № 2-75/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута Республика Коми 14 февраля 2013 года Мировой судья Северного судебного участка г. Воркуты Республики КомиЗасорина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Отделения Федерального казначейства по г. Воркуте, Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», муниципального образования городского округа «Воркута» в лице администрации МОГО «Воркута» к <Мазур Д.Л.1> о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Отделения Федерального казначейства по г. Воркуте, Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», муниципального образования городского округа «Воркута» в лице администрации МОГО «Воркута» к <Мазур Д.Л.1> о взыскании денежных средств в сумме 8286 рублей 40 копеек. В обоснование исковых требований указал, что осужденный <Мазур Д.Л.1>, содержась в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РК в качестве подозреваемого по уголовному делу <НОМЕР>, находясь в камере 103, <ДАТА2> около 10 часов 40 минут без уважительных причин умышленно причинил вред своему здоровью, совершив акт членовредительства и осознавая причиняемый вред здоровью, вытащил из половой доски гвоздь, привязал его к ложке и воткнул гвоздь в живот, причинив себе проникающее ранение брюшной полости. Для оказания медицинской помощи осужденному <Мазур Д.Л.1> в ФКУ СИЗО-З <ДАТА3> в 12 часов 10 минут прибыла бригада скорой помощи МБУ «Воркутинская больница скорой медицинской помощи» МОГО «<АДРЕС> (далее МБУ ВБСМП). <ДАТА3> в 13 часов 15 минут осужденный <Мазур Д.Л.1> был доставлен для оказания квалифицированной стационарной медицинской помощи в хирургическое отделение МБУ «ВБСМП», где находился на стационарном лечении с 07.10. по <ДАТА4> Клинический диагноз - непроникающее колото-резаное ранение живота. <ДАТА4> осужденный <Мазур Д.Л.1> был вновь этапирован в ФКУ СИЗО-З на спецавтомобиле ФКУ СИЗО-З, где и содержался до его этапирования <ДАТА5> в ФКУ ИК-29 ГУФСИН РФ по РК для дальнейшего отбывания наказания после окончания производства следственных действий по уголовному делу. Факт умышленного нанесения осужденным <Мазур Д.Л.1> вреда своему здоровью подтверждается проведенной проверкой в порядке ст.ст.144 - 145 УПК РФ, в ходе которой установлено, что <Мазур Д.Л.1> умышленно причинил вред своему здоровью в результате совершения акта членовредительства, осознавая незаконный характер своих действий. В ходе данной проверки фактов, указывающих на оказание в отношении осужденного <Мазур Д.Л.1> морального воздействия, применения к нему физической силы, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства не установлено. По итогам проверки постановлением оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-З <ФИО2> от <ДАТА6> в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения телесных повреждений у <Мазур Д.Л.1> отказано за отсутствием события преступления. В результате умышленного нанесения осужденным <Мазур Д.Л.1> вреда своему здоровью был причинен ущерб в размере 8286 руб. 40 коп., в том числе 122 рубля 16 копеек - Российской Федерации в лице Минфина РФ (стоимость израсходованного топлива на проезд по маршруту СИЗО-З - горбольница - СИЗО-З на автомашинах ЗИЛ-131 и КАМАЗ с 07.10. по <ДАТА4> в связи с сопровождением <Мазур Д.Л.1> в больницу и этапированием из больницы в СИЗО-З); 5144 руб. 83 коп. - муниципальному образованию городского округа «<АДРЕС> (4970 руб. 17 коп. - стоимость 1 вызова бригады скорой медицинской помощи + 174 руб. 66 коп. - стоимость лечения в хирургическом отделении МБУ «ВБСМП»); 3019 рублей 41 копейка - Государственному бюджетному учреждению РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики <АДРЕС>. Просит взыскать с <Мазур Д.Л.1> денежные средства в указанном размере.
В судебное заседание извещенные надлежащим образом Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, представители Отделения федерального казначейства Министерства Финансов РФ по г. Воркуте, ГУ ТФОМС РК, МОГО «<АДРЕС>, ответчик не явились, своих представителей в суд не направили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приговором Воркутинского городского суда Республики <АДРЕС> от <ДАТА7> <Мазур Д.Л.1> признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, ему на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно назначено наказание в виде 3-х лет лишения свободы без штрафа с ограничением свободы сроком 6 месяцев с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Постановлением Ухтинского городского суда от <ДАТА8> в связи с изданием уголовного закона, имеющего обратную силу, наказание снижено до 02 лет 9 месяцев лишения свободы без штрафа с ограничением свободы сроком на 6 месяцев.
На основании постановления от <ДАТА9> о переводе осужденного из исправительной колонии в следственный изолятор для производства следственных действий <Мазур Д.Л.1> переведен из ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по РК в ФКУ следственный изолятор <НОМЕР> г. <АДРЕС> ГУФСИН России по РК.
Постановлением оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Республике <АДРЕС> <ФИО2> от <ДАТА10> отказано в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения у гражданина <Мазур Д.Л.1> телесных повреждений на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления. Из указанного постановления следует, что осужденный <Мазур Д.Л.1>, содержась в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РК в порядке ст. 77.1 УИК РФ в качестве подозреваемого около 10 часов 40 минут, находясь один в камере <НОМЕР>, воткнул себе в живот вытащенный им из половой доски гвоздь, о чем позже сообщил медицинским работникам.
Из выписки из амбулаторной карты осужденного <Мазур Д.Л.1> следует, что он находился с <ДАТА2> по <ДАТА11> в хирургическом отделении ВБСМП с диагнозом - колото-резаная рана передней брюшной стенки.
Согласно справке ГУФСИН по Республике <АДРЕС> СИЗО-3 были затрачены денежные средства на конвоирование в ВГБСМП и обратно, охрану во время нахождения в ВГБСМП на стационарном лечении в хирургическом отделении горбольницы осужденного <Мазур Д.Л.1> в размере 122 рубля 16 копеек.
Согласно справке-реестру Сосногорского филиала ГУ ТФОМС РК г. <АДРЕС> за оказанные медицинские услуги <Мазур Д.Л.1> сумма к оплате составила 3194 руб. 07 коп.
Из справки-реестра о стоимости вызова бригады скорой медицинской помощи муниципального бюджетного учреждения «Воркутинская больница скорой медицинской помощи» МОГО «<АДРЕС> к осужденному <Мазур Д.Л.1> <ДАТА2> следует, что стоимость вызова составляет 4970 рублей 17 копеек.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 4 Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Закон) одними из принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.
Согласно частей 1 и 2 ст. 6 Закона к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 34 Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации. Территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 12 ф.02.1994 г. <НОМЕР>, фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 102 УИК РФ осужденный должен возмещать ущерб и дополнительные затраты, причиненные исправительному учреждению, связанные с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.
В соответствии с частью 7 ст. 14 Закона страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
В соответствии с частью 2 ст. 39 Закона по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Таким образом, согласно действующему законодательству, финансирование страховых организаций на территории Республики Коми осуществляет фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми, финансовые средства которого являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 8 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов.
Постановлением Правительства Республики Коми от <ДАТА13> <НОМЕР> утверждена республиканская Программа государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2012 год. Данная программа устанавливает виды амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, осуществляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, и виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Коми и средств местных бюджетов.
Таким образом, при оказании медицинским учреждением пациенту медицинской помощи, финансирование оказания таких услуг осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Муниципальное бюджетное учреждение «Городская больница скорой медицинской помощи» является бюджетным учреждением здравоохранения, финансируемым за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Воркута", что закреплено в Уставе указанного учреждения. Совершение ответчиком действий, направленных на умышленное причинение вреда своему здоровью повлекло дополнительные затраты муниципального образования городского округа "Воркута" на лечение потерпевшего. Затраты на лечение потерпевшего из местного бюджета являются дополнительными расходами муниципального образования, что подрывает его экономическую основу и не дает возможности финансирования мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения: организация в границах муниципального образования электро тепло-, газо - и водоснабжения населения, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования; улучшение жилищных условий малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего среднего, (полного) общего образования; организация оказания на территории муниципального образования медицинской помощи в санитарно- поликлинических и больничных учреждениях; создания условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и др. Несение дополнительных расходов местным бюджетом и, как следствие, не финансирование вышеназванных мероприятий, также нарушает и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования городского округа "Воркута".
Согласно ст.41 Федерального закона от <ДАТА14> <НОМЕР>-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб, причиненный иными действиями, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно требованиям ч.2 ст.102 УИК РФ осужденный должен возмещать ущерб и дополнительные затраты, причиненные исправительному учреждению, связанные с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.
Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 13 и ст. 9 Федерального закона РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одной из обязанностей учреждений, исполняющих наказания, является обеспечение охраны здоровья осужденных; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Республике Коми и МБУ «ВБСМП» являются бюджетными учреждениями и финансируются в полном объеме из средств федерального и местного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку умышленными действиями <Мазур Д.Л.1> был причинён материальный ущерб вышеназванным бюджетным учреждениям в размере 8286 рублей 40 копеек, то исковые требования Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина, поскольку истец освобожден от неё в силу закона при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Отделения Федерального казначейства по г. Воркуте, Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», муниципального образования городского округа «Воркута» в лице администрации МОГО «Воркута» к <Мазур Д.Л.1> о взыскании денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с <Мазур Д.Л.1> в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Коми средства, затраченные на его лечение, в размере 122 (сто двадцать два) рубля 16 копеек.
Взыскать с <Мазур Д.Л.1> в пользу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми денежные средства в размере 3019 (три тысячи девятнадцать) рублей 41 копейку.
Взыскать с <Мазур Д.Л.1> в пользу Муниципального образования городского округа «Воркута» денежные средства в сумме 5144 (пять тысяч сто сорок четыре) рубля 83 копейки
Взыскать с <Мазур Д.Л.1> государственную пошлину в пользу Муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения с подачей жалобы через мирового судью Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми. Мировой судья Н.В. Засорина