Дело № 2-1852/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего – судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Ковляшенко Е.А.,
с участием: представителя истца Тихомирова Д.В., действующего по доверенности от 25.09.2017 г., представителя ответчика Дулениной Е.М., действующей по доверенности от 30.03.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окончик Игоря Олеговича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решение о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения государственного жилищного сертификата, признании права на получение ГЖС, восстановлении в списках очередников для получения ГЖС с 06.03.2015г. составом семьи 2 человека,
установил:
Истец Окончик И.О. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решение о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения государственного жилищного сертификата, признании права на получение ГЖС, восстановлении в списках очередников для получения ГЖС с 06.03.2015г. составом семьи 2 человека. В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает, согласно служебного ордера № № от 31.05.2001г., в закрытом военном городке – п.Большая Картель. В собственности недвижимого имущества на территории РФ не имел и не имеет. Состоит в трудовых отношениях с организациями, подведомственными МО РФ. Общий непрерывный стаж работы гражданским персоналом в войсковых частях составляет 22 года. Намеренных ухудшений своих жилищных условий на территории закрытого военного городка не осуществлял. Квартиру, в которой проживает, обязуется сдать в установленном порядке при получении ГЖС. Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р, поселок Большая Картель является закрытым военным городком. Согласно Закону РФ от 04.07.1991г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность на территории городка запрещена. В 2015г. он собрал и подал необходимый пакет документов в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ для постановки на учет по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. 24.03.2015г. он был поставлен на указанный учет (табельный номер – №) составом семьи 2 человека по избранному месту жительства - Хабаровский край. 04.09.2017г. он получил письмо № № из ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, что по состоянию на 28.08.2017г. он исключен из единого реестра граждан и не является участником подпрограммы. Руководствуясь подп.«б» п.5, п.7, п.22 Правил, ст.13, 51, 52 ЖК РФ, ст.13 Закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», 3, 12, 24, 48, 131, 132 ГПК РФ, просил признать неправомерным и подлежащим отмене решение № № от 04.09.2017г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о снятии с учета, регулируемого постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Окончик И.О., 1975г.р., составом семьи 2 человека (сын, ФИО8., ДАТА.р.); возложить обязанность на ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ восстановить в реестре Окончик И.О. нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения ГЖС, согласно постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, а именно с 24.03.2015г., составом семьи 2 человека, избранное место жительства – Хабаровский край; признать право Окончик И.О. состоять на вышеуказанном учете.
Истец Окончик И.О. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности Тихомиров Д.В. в судебном заседании заявленный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просит удовлетворить в полном объеме. Дополнил, что ответчиком неверно был рассчитан трудовой стаж истца по состоянию на 1.03.2005 г., поскольку не был учтен период действительной службы истца в Вооруженных силах РФ, вместе с тем, срок действительной военной службы включается в трудовой стаж, соответственно должен учитываться и при постановке на учет для получения ГЖС.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Дуленина Е.М. в судебном заседании поддержала доводы, приведенные в обоснование возражений на иск, приобщенных в материалы дела, согласно которым ответчик требования истца не признает, поскольку согласно поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу: ул.<адрес>, п.Большая Картель, Комсомольский район, Хабаровский край, а также паспортным данным истец проживает в данном жилом помещении с 05.09.2001г. Трудовые отношения в организациях, подведомственных Минобороны РФ, начаты с 26.01.1993г. по 26.04.1993г., с 05.01.1995г. по 01.03.1999г., с 04.03.1999г. по 25.09.2003г. (с перерывом на действительную военную службу с 01.06.1993гю по 08.11.1994г.) и возобновлены с 13.03.2012г. Жилое помещение по указанному адресу предоставлено на основании служебного ордера от 31.05.2001г. № №, в связи с работой в войсковой части 67080. Согласно распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000г. № 752-р, военный городок-2 (Большая Картель) входит в Перечень закрытых военных городков. Работники из числа гражданского персонала ВС, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством РФ. На территории закрытого военного городка истец фактически проживает с 2001г. В занимаемое жилое помещение в закрытом военном городке Окончик И.О. вселен до введенного в действие ФЗ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ Жилищного кодекса РФ. Согласно ст.6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В ст.108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. При этом у граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ФЗ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ Жилищного кодекса РФ, общий стаж в организациях подведомственных МО РФ учитывается на дату вступления в законную силу (официальное опубликование) ФЗ от 20.07.2004г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в ст.14 и 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст.108 ЖК РСФСР, а именно 01.03.2005г. В случае с Окончик И.О. общий стаж трудовой деятельности в организациях подведомственных МО РФ, с учетом и военной службы, за период с 26.01.1993 г. по 01.03.2005г. составляет 9 лет 14 дней, т.е. менее 10 лет. Из правовых норм, закрепленных в п.1 Указа Президента РФ от 30.09.1997г. № 1062, п.1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг.» (в редакциях от 10.04.2008г. № 257, от 05.07.2016г. № 629), следует, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось. В соответствии с п.5, 6 Правил, правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем, в настоящем случае сведений о наличии таковых обязательств перед истцом не имеется. Сам по себе факт проживания истцов в закрытом военном городке, не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата. Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. Просит в удовлетворении иска Окончик И.О. отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
31.05.2001г. Окончик И.О. предоставлен ордер № № на состав семьи из 2-х человек, в т.ч. жена – ФИО9., на право занятия 2-х комнат общей площадью 49 кв.м. по адресу: ул.<адрес>, п.Большая Картель, Комсомольский район, Хабаровский край.
Согласно справки РЭУ № № филиала «Хабаровский» ОАО «Славянка» от 23.03.2015г. № №, Окончик И.О. с 31.05.2001г. проживает по адресу: ул.<адрес>, п.Большая Картель, Комсомольский район, Хабаровский край совместно с женой, ФИО10., и сыном, ФИО11 по настоящее время, что также подтверждается поквартирной карточкой, выпиской по лицевому счету.
Как следует из трудовой книжки Окончик И.О., трудовые отношения в организациях, подведомственных Минобороны РФ, начаты с 26.01.1993г.:
в/ч 42818 с 26.01.1993г. по 26.04.1993г., с 05.01.1995г. по 01.03.1999г.,
в/ч 67080 с 04.03.1999г. по 25.09.2003г.,
в/ч 26302 с 13.03.2012г. по 31.12.2013г.,
в/ч 31458 с 31.12.2014г. по настоящее время.
В период с 01.06.1993г. по 08.11.1994г. истец проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Военный городок № 2, место дислокации – п.Большая Картель, отнесён к разряду закрытых на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р о внесении в перечень закрытых военных городков.
24.03.2015г. истец составом семьи 2 человека был включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, избранное место жительства – Хабаровский край.
Письмом за № № от 04.09.2017г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило Окончик И.О. о том, что в соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил и изъявившие такое желание. В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, перед которыми у Министерства обороны Российской Федерации имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (п.23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). На основании статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. На территории закрытого военного городка № 2, по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п. Большая Картель, ул. <адрес> он с семьей проживает с 05.09.2001 года, квартира по вышеуказанному адресу предоставлена ему на основании служебного ордера от 31.05.2001 № № в связи с работой в войсковой части 67080. Трудовые отношения в организациях, подведомственных Минобороны России, у него начаты с 26.01.1993 по 25.09.2003 (с перерывом на действительную военную службу) и возобновлены с 13.03.2012 года. В закрытый военный городок он вселен до введенного в действие Федеральным Законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ Жилищного Кодекса Российской Федерации. На основании ст.6 указанного закона, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилым правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005 года, применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР.
В статье 108 Жилищного Кодекса РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. Истец не относится ни к одной из указанных категорий. При этом, у граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введения в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственный Министерству обороны Российской Федерации (обязательный 10-летний стаж, дающий право на обеспечение постоянным жильем), учитывается на дату его вступления законную силу, а именно на 01.03.2005 года. В случае истца общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на 01.03.2005 составил 9 лет00 месяцев 14 дней, т.е. менее 10 лет.
Федеральной целевой программой «Жилье» на 2015-2020гг. установлено, что формой финансовой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы, является приобретение им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на которое удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень, и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем частями 2 и 3 статьи 40, предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В силу пункта 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и изъявившие такое желание, и им предусмотрено предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья в размере равном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане Российской Федерации – граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Согласно Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. № 752-р), военный городок-2 (п.Большая Картель) входит в перечень закрытых военных городков.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
При таких обстоятельствах истец не приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы.
Один лишь факт проживания Окончик И.О. и членов его семьи в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы, поскольку у государства перед ним не возникло обязательства по обеспечению жилым помещением, в связи с чем, исковые требования Окончик И.О. удовлетворению не подлежат.
Решение жилищного вопроса истца возможно на общих основаниях в порядке статей 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации через органы местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ 06.03.2015░. ░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13░░░░░░░ 2017░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░