Дело № 2-251/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2013 года село Старое Дрожжаное
Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ракиповой А.А.,
с участием заместителя прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан Ахметзянова Д.Д.,
главы Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского района Республики Татарстан Шихранова Н.И.,
при секретаре Насретдиновой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дрожжановского района РТ о признании незаконным бездействие и понуждении главы Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан устранить нарушения в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и публикации их в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дрожжановского района РТ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и просит:
- признать незаконным бездействие главы Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района РТ, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- обязать главу Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района РТ проводить антикоорупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
- признать незаконным бездействие главы Новоильмовского сельского поселения, выразившееся в не размещении в официальном интернет портале Дрожжановского муниципального района РТ, в разделе Новоильмовского сельского поселения проектов нормативных правовых актов;
- обязать главу Новоильмовского сельского поселения публиковать в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов для создания возможностей проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
В обоснование своих требований прокурор указывает, что при проведении проверки исполнения требований Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Новоильмовском сельском поселении Дрожжановского района РТ в части проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов и их проектов и размещения их сети «Интернет» установлены существенные нарушения. Новоильмовским сельским поселением приняты: в 2013 году -5, в 2012 году – 12 нормативных правовых актов и проекты по ним, но антикоррупционная экспертиза не проводилась, соответствующие заключения не составлялись.
Глава сельского поселения к ответственному лицу за проведением антикоррупционной экспертизы на указанные нормативные правовые акты не обращался.
Прокурор района в заявлении указывает, что его обращение в суд вызвано для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В судебном заседании заместитель прокурора Дрожжановского района РТ Ахметзянов Д.Д. поддержал изложенные в заявлении требования, просил их удовлетворить.
Глава Новоильмовского сельского поселения Шихранов Н.И. признал изложенные в заявлении прокурора требования и заверил, что указанные нарушения законодательства будут устранены и впредь не допущены.
Выслушав заместителя прокурора района Ахметзянова Д.Д., главу Новоильмовского сельского поселения Шихранова Н.И. и исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора района подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся и их деятельности.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (в ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Обеспечение доступа к информации возложено на органы местного самоуправления. При этом данные органы действуют в пределах своих полномочий, то есть в той совокупности прав и обязанностей, которая закреплена за ними законом (ст.9).
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу ст.2 вышеназванного закона, правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ под муниципальным правовым актом понимается - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные правила или имеющие индивидуальны характер.
В соответствии с ч.3 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечить
возможность ознакомления с ним граждан.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативно правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
В результате такого бездействия неопределенный круг лиц-институты гражданского общества и граждане лишены возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов сельского поселения и дачи по ним своих заключений в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В соответствии с п.5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 установлено, что в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы, проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах в сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней (п.7).
Как установлено судом, 28 марта 2013 года прокуратурой Дрожжановского района РТ проводилась проверка исполнения требований Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в Новоильмовском сельском поселении Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что в указанном сельском поселении на официальном сайте нормативные правовые акты и их проекты за 2012 год и истекший период 2013 года для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не размещались. Глава сельского поселения к ответственному лицу за проведением антикоррупционной экспертизы на нормативные правовые акты и на их проекты не обращался.
Изложенные в акте проверки 28 марта 2013 года факты и указанные в заявлении прокурора доводы участниками процесса не оспариваются и полностью нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах дела суд считает, что представленные прокурором района доказательства достаточны для удовлетворения его требований.
Стороны от уплаты судебных расходов по делу освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 и 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Обязать главу Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Признать незаконным бездействие главы Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не размещении на официальном интернет портале Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, в разделе Новоильмовского сельского поселения проектов нормативных правовых актов.
Обязать главу Новоильмовского сельского поселения Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан публиковать в сети «Интернет» проекты нормативных правовых актов для создания возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через районный суд
Председательствующий: А.А. Ракипова