Решение по делу № 2-438/2017 от 03.03.2017

дело №2-438/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Ю.Е.,

рассмотрев 4 апреля 2017 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Патовой В.Ю. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным, предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Патова В.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении ее ребенку А. в течение месяца со дня вынесения решения суда места в дошкольном образовательном учреждении на территории с.Выльгорт. В обоснование требований указано, что истец является матерью несовершеннолетней А. рождения. В ГИС «Электронное образование» 30.03.2015 зарегистрировано заявление отца несовершеннолетней А. о постановке ребенка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, однако место в детском саду ребенку истца предоставлено не было. Обратившись в январе 2017 года в Управление образования администрации района с заявлением о предоставлении несовершеннолетней А. места в дошкольном учреждении, истцу отказано в связи с отсутствием свободных мест. Патова В.Ю. считает данный отказ незаконным, дискриминационным, нарушающим право ее ребенка на доступ к дошкольному образованию.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

В судебном заседании Патова В.Ю., не оспаривая то обстоятельство, что ее дочери А.. выдана путевка в дошкольное учреждение с 01.09.2017, между тем требования поддержала в полном объеме, указав на необходимость выхода на работу, в связи с чем, просила о предоставлении ее ребенку места в образовательном учреждении не позднее месяца со дня вынесения решения суда. Не возражала рассмотрению дела в порядке заочного производства.

Ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Артеева Н.И., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, в обоснование возражений указав, что по результатам заседания комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений ребенку истца выдана путевка в дошкольное образовательное учреждение с 01.09.2017, а равно несовершеннолетняя А.. обеспечена местом в детском саду. При этом, не находила правовых оснований к признанию отказа в предоставлении ребенку истца места в детском саду незаконным, поскольку положениями федерального законодательства прямо предусмотрена возможность отказа в обеспечении ребенка местом в дошкольном учреждении по причине отсутствия свободных мест. С учетом того, что комплектование групп происходит с начала учебного года, когда места освобождаются, ребенку истца предоставлено место с 01.09.2017.

Суд определил рассмотреть дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы настоящего дела, суд, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении, Патова В.Ю. является матерью А., отцом ребенка является Патов А.Н.

Из материалов дела следует, что 30.03.2015 в государственной информационной системе «Электронное образование» зарегистрировано заявление Патова А.Н. на постановку А., в очередь на предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с.Выльгорт.

При рассмотрении дела также установлено, что 10.01.2017 Патова В.Ю. обратилась в Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении ее дочери А.. места в дошкольном учреждении, которое письмом от 11.01.2017 оставлено без удовлетворения по причине отсутствия свободных мест в образовательных учреждениях с.Выльгорт. Названным сообщением до сведения Патовой В.Ю. также доведена информация, что по состоянию на 11.01.2017 несовершеннолетняя А.. состоит в очереди на предоставление места в МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт под №79, в МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт – №45, в МАДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» – №40, МБДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида» с.Выльгорт под №24.

Не соглашаясь с отказом в предоставлении несовершеннолетней А.. места в образовательном учреждении и ссылаясь на нарушение конституционного права на доступность дошкольного образования, Патова В.Ю. обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

В статье 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

Исходя из положений статьи 67 Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.

Пунктом 7 названного Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Закона (п. 5 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014).

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из анализа вышеприведенных правовых норм в их совокупности следует, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.11.2015 № 11/1880 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей для зачисления в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования».

В соответствии с п. 2.2. указанного Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется управлением образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Положениями Административного регламента установлено, что при поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в дошкольных учреждениях Управление образования направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления места в МДОУ с учетом закрепленных территорий. То есть, предоставление ребенку места в дошкольной образовательной организации возможно в течение всего года, однако только при наличии свободных мест, при этом, что зачисление в образовательные организации в соответствии с Административным регламентом осуществляется с начала учебного года.

Согласно информации, представленной Управлением образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» по запросу суда, зарегистрированы и ожидают предоставления места достигшие на 01.09.2017 возраста двух лет в МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт 53 человека, в МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт – 48 человек, в ДОУ «Детский сад №10» – 27 человек и в МБДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» с.Выльгорт – 3 человека. Из числа названных лиц, ожидающих предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, 66 детей имеют внеочередное или первоочередное право на предоставление места в образовательной организации. Предоставленная информация свидетельствует о превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест.

Таким образом, при анализе представленных суду сведений о комплектовании дошкольных образовательных учреждений на территории с.Выльгорт, о предоставлении места в которых заявлено истцом, судом установлено, что по состоянию на 10.01.2017 свободных мест не имелось и на день рассмотрения спора не имеется.

В материалы дела Управлением образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» также представлены сведения о комплектовании дошкольных образовательных учреждений с.Выльгорт на начало 2017/2018 учебного года, которые также свидетельствуют о наличии очередности.

Патовой В.Ю. не оспаривалось, что правом на внеочередное или первоочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении несовершеннолетняя А. не обладает.

Из материалов дела следует, что непредставление А.. места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест по соответствующей возрастной группе, отсутствия у истца внеочередного или первоочередного права на обеспечение ее ребенка данным местом, и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, в рассматриваемом случае необходимо также учитывать, что количество групп в дошкольном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.

На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4 СанПиН).

Как указывалось выше, при рассмотрении дела достоверно установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что в настоящее время количество групп в существующих дошкольных образовательных организациях на территории Сыктывдинского района недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имел, укомплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется ответчиком по мере освобождения мест в соответствии с установленной очередностью.

Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца и бездействие ответчика.

Кроме того, Патовой В.Ю. в судебном заседании не оспаривалось, что ее ребенку предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении с начала следующего учебного года, то есть с 01.09.2017, ввиду чего права несовершеннолетней А.. на получение бесплатного дошкольного образования не нарушены.

Более того, суд учитывает, что во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» разработана и утверждена муниципальная программа «Развитие образования в Сыктывдинском районе» (2015-2020 годы), утвержденная постановлением Управления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста; строительство новых корпусов действующих дошкольных образовательных организаций; строительство объекта «Детский сад на 240 мест», создание на базе бюджетных дошкольных учреждений консультативно-методических центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций и родительской общественностью.

Учитывая тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных организациях на территории Сыктывдинского района требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений, созданию новых зданий с целью размещения в них детских садов, суд не усматривает виновного бездействия со стороны администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Доказательств нарушения требований положений закона, в частности, очередности предоставления места в дошкольных детских учреждениях в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, либо наличия у истца права на преимущественное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении, Патовой В.Ю. вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Таким образом, поскольку ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, управлением образования и администрацией муниципального района приняты все возможные меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, суд не находит правовых оснований для вывода о признании бездействия ответчика по не предоставлению места в детском дошкольном учреждении ребенку истца незаконным и удовлетворению заявленных Патовой В.Ю. исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Патовой В.Ю. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 9 апреля 2017 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-438/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Патова В.Ю.
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Другие
Управление образования администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
03.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
07.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2017Предварительное судебное заседание
07.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2017Судебное заседание
09.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее