Дело № 3а – 100/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 12 июля 2018 года
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Леонтьева С.А.
при секретаре Михайловой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джораева А. Р. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Джораев А.Р. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд установить в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности – нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с кадастровым №..., кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке №1094-ОН\ФЛ\2017 от 13.12.2017 года, составленным ООО «Ленинградская экспертная служба «Ленэксп».
В подтверждение своих требований административным истцом представлен вышеуказанный отчет.
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддерживает, в то же время указывает, что рыночная стоимость может быть определена на основании заключения судебной экспертизы, против выводов которой не возражает.
Представитель административного ответчика - Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу, в суд явился, считает, что кадастровая стоимость должна быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представители ответчиков ФГБУ ФКП «Росреестра» по Санкт-Петербургу и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращались, в связи с чем их неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)» (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135).
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО № 4).
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с кадастровым №....
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена в размере 20 223 339,03 руб. по состоянию на 01.12.2014 года, что подтверждено кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с отчетом №1094-ОН\ФЛ\2017 от 13.12.2017 года об оценке рыночной стоимости данного объекта недвижимости, проведенного по заказу административного истца, оценщиком ООО «Ленинградская экспертная служба «Ленэксп» рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 7 550 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая мотивированные возражения административного ответчика (КИО СПб) по ходатайству административного ответчика (КИО СПб), судом назначена судебная экспертиза данного отчета.
Перед экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В случае отрицательного ответа на первый вопрос, предложено установить рыночную стоимость объекта недвижимости.
Согласно заключению судебного эксперта №26\04\18-1 от 26.04.2018 года отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. При составлении отчета допущены нарушения, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости. Информация, использованная оценщиком, не является достаточной.
Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества составляет 9 400 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности: стажем работы 13 лет, является членом экспертного совета НП СРОО «Сообщество профессионалов оценки».
Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представитель административного истца и представитель явившегося административного ответчика доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объекта, руководствоваться заключением судебной экспертизы.
Суд не находит оснований для определения рыночной стоимости объекта в размере, определенном в отчете, поскольку, как обоснованно указано в заключении судебной экспертизы в отчете выявлены нарушения действующего законодательства, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки; использованная оценщиком информация не достаточна.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Датой обращения административного истца с настоящим административным исковым заявлением, согласно отметки на исковом заявлении, является 10.04.2018 года.
Суд считает возможным при разрешении основного требования, не разрешать вопрос о распределении судебных расходов, поскольку данный вопрос требует исследования дополнительных обстоятельств и доказательств, которые намерен представить представитель административного ответчика, что повлечет увеличение срока рассмотрения дела. Вопрос распределения, взыскания судебных расходов может быть разрешен путем вынесения судом отдельного определения или дополнительного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Джораева А. Р. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с кадастровым №..., по состоянию на 01.12.2014 года равной рыночной стоимости, в размере 9 400 000 рублей.
Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости считать 10.04.2018 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья С.А.Леонтьев