Материал <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2018 года с.Майма
Майминский районный суд Республики Алтайв составе:
председательствующегоУсольцевой Е.В.,
при секретаре Храмцовой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление судебного пристава – исполнителя о прекращении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав – исполнитель ОСП по Майминскому и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>м УФССП России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении должника Петровского Н. В. по предмету исполнения – задолженность, в связи со смертью последовавшей <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, об уважительности причин не явки суду не сообщили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствии.
Исследовав материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Так, основанием к прекращению исполнительного производства заявлена смерть должника.
Согласно части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 43 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом, в том числе в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Статья 1112 ГК в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1153 ГК признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Поскольку обязанность Петровского Н.В. по возврату задолженности по оплате компенсации морального вреда и материального ущерба не относится к обязательствам, неразрывно связанным с личностью должника, ее переход к правопреемнику (наследнику) возможен.
Из смысла пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В соответствии с пунктом 36 данного Постановления под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, связанные с принятием наследства после должника, судебным приставом-исполнителем не проверялись, поэтому оснований к прекращению исполнительного производства в связи со смертью должника у суда не имеется.
Кроме того, следует принять во внимание положения пункта 1 части 1 статьи 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающие основания приостановления исполнительного производства до выяснения возможности перехода требований или обязанностей к правопреемнику умершего
На основании изложенного, руководствуясь ст. 224, 225, 439 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление судебного пристава – исполнителя ОСП по Майминскому и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>м УФССП России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> о прекращении исполнительного производства в отношении Петровского Н. В. оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.В. Усольцева