Дело № 2-610/2019
УИД 27RS0010-01-2019-000781-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.12.2019 п. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Цапаевой Н.Н.,
с участием истца Александрова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова В.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» о признании права собственности на самоходную машину,
УСТАНОВИЛ:
Александров В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что самоходная машина трактор колесный марки К-701 «Кировец» 1982 года выпуска, заводской номер №, цвет желтый приобретён им по договору купли-продажи от 16.02.2017 у ООО «Вектор». Согласно договору продавец передал ему трактор, а он уплатил его стоимость в сумме 10000 рублей.
На момент приобретения трактор находился в неисправном состоянии, был частично разукомплектован. В дальнейшем он произвел ремонт трактора, который в настоящий момент находится в удовлетворительном состоянии, имеет наличие и комплектность агрегатов, узлов, деталей, предусмотренных заводом-изготовителем. Переоборудования и установки агрегатов, узлов, деталей, не предусмотренных конструкцией трактора, не выявлено, неисправностей агрегатов, узлов, деталей трактор не имеет, исправен и работоспособен, что подтверждается актом экспертного исследования.
15.07.2019 он обратился в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с заявлением о регистрации трактора колесного, в регистрации было отказано из-за отсутствия необходимых для регистрации документов. При проверке было установлено, что указанный трактор не зарегистрирован, 11.07.2012 снят с учета, в базе данных краж и угонов техники не значится. ООО «Вектор» прекратило свою деятельность 22.03.2017.
Просил суд признать за ним право собственности на трактор колесный марки К-701 «Кировец» 1982 года выпуска, заводской №, цвет желтый.
В судебном заседании истец Александров В.М. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в дополнение суду пояснил, что трактор колесный марки К-701 «Кировец» он приобрел на запчасти у ООО «Вектор» в феврале 2017 года. Договор-купли-продажи был заключен, чтобы перевести трактор через посты ГИБДД. Деньги за трактор в сумме 10000 рублей он заплатил директору ООО «Вектор» Трухину А.Г., при этом приходных ордеров или иных документов, подтверждающих оплату по договору ему не выдавалось. Подлинный договор купли-продажи он представить не может, так как данный документ утрачен. Никаких других документов на трактор ему директор ООО «Вектор» при заключении договора купли-продажи не передавал. Трактор он отремонтировал, в настоящее время он находится в исправном техническом состоянии и работоспособен, что подтверждается актом экспертного исследования. По устному обращению в Гостехнадзоре ему разъяснили, что на учет самоходную машину он сможет поставить, если признает на нее право собственности.
Просил суд признать его право собственности на трактор колесный марки К-701 «Кировец» 1982 года выпуска, заводской №, цвет желтый.
Ответчик ООО «Вектор» уведомлялся о времени и месте судебного заседания по последнему месту нахождения, судебное извещение возвращено в адрес суда по истечению срока хранения. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц с 22.03.2017 ООО «Вектор» прекратило деятельность юридического лица.
Третье лицо Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежаще посредством электронной почты, что подтверждается отчетом об отправлении.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (ООО «Вектор») 22.03.2017 прекратило деятельность юридического лица, генеральным директором являлся Трухин А.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно карточке учета самоходной машины трактор колесный марки К-701 «Кировец» 1982 года выпуска, заводской №, цвет желтый, номер двигателя №, с государственным регистрационным знаком № снят с учета 11.07.2012, регистрационные документы – паспорт самоходной машины №, свидетельство о регистрации №, владелец самоходной машины – ООО «Вектор».
Истцом представлена незаверенная копия договора купли-продажи от 14.08.2019, из которой следует, что продавец ООО «Вектор» в лице директора Трухина А.Г. и покупатель Александров В.М. заключили настоящий договор о том, что продавец продает на запчасти трактор К-701, год выпуска 1982 за 10000 рублей и передает его покупателю, а покупатель принимает данное транспортное средство (номерной агрегат) и уплачивает его стоимость. Право собственности на транспортное средство (номерной агрегат) переходит к покупателю с момента подписания настоящего договора.
Из акта экспертного исследования № 034-19 АЭИ от 10.07.2019 следует, что самоходная машина трактор колесный марки К-701 «Кировец» заводской № имеет нижеследующие технические характеристики: наименование и марка машины – трактор колёсный К-701 «Кировец», предприятие-изготовитель Кировский тракторный завод (АО «Петербургский тракторный завод»), адрес предприятия-изготовителя – 198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, год выпуска 1982, цвет желтый.
Самоходная машина трактор колесный К-701 «Кировец» имеет наличие и комплектность агрегатов, узлов, деталей, предусмотренных заводом-изготовителем, неисправностей агрегатов, узлов, деталей не выявлено, трактор исправен и работоспособен.
Из информации от 19.09.2019, представленной Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, следует, что заявления от гражданина Александрова В.М. на регистрацию указанного выше трактора в Управлении не зарегистрировано.
Согласно базе данных по учету техники «Гостехнадзор Эксперт» по Хабаровскому краю, данный трактор был зарегистрирован за ООО «Вектор», снят с учета 11.07.2012, в угоне указанный трактор не числится.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Иск о признании права собственности относится к вещно-правовым способам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество. В качестве ответчика выступает лицо как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Таким образом, требование истца о признании права собственности может быть удовлетворено, если данное право уже возникло у истца на момент обращения с иском, но оно оспаривается ответчиком.
Условия предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежности ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Иском в гражданском процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 статьи 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В пункте 2 статьи 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В силу п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считает согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем, относятся к движимому имуществу.
Общими положениями гражданского законодательства РФ о сделках (глава 9 ГК РФ) не предусмотрена обязательная нотариальная либо государственная регистрация сделки купли-продажи самоходной машины.
В связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статей 159, 161 ГК РФ, из содержания которых следует, что договор купли-продажи спорного транспортного средства между истцом и ответчиком должен быть заключен в простой письменной форме, какой-либо регистрации сделки не требуется.
Следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя– момент передачи транспортного средства.
Как разъяснено в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абз. 2 п. 36 названного Постановления).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1,2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" тракторы подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органах Гостехнадзора).
Пунктом 4 вышеназванного Постановления установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" предусмотрено введение с 1 сентября 1995 года паспортов на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины.
Также установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Исследовав доказательства в их совокупности, судом установлено, что у истца отсутствуют технический паспорт и регистрационные документы на спорный трактор – паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации самоходной машины.
В обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлена копия договора купли-продажи, которая не заверена надлежащим образом. Подлинник указанного договора суду не представлен.
Таким образом, суд не принимает указанную копию договора купли-продажи в качестве надлежащего доказательства по делу.
Принимая во внимание, что при приобретении спорного трактора истец проявил явную неосмотрительность, поскольку не потребовал у прежнего владельца документов на предмет договора (технический паспорт, регистрационные документы), не убедился в наличии правомочий у продавца как у собственника в распоряжении спорным трактором, в законности отчуждения в его пользу, а также отсутствие подлинного договора купли-продажи указанного трактора, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Александрова В.М. о признании за ним права собственности на трактор К-701 «Кировец».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░-701 «░░░░░░░», ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.12.2019.