Дело № 2- 228/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2017 года п. Чегдомын
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Костиной Е.В.,
при секретаре ///,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /// к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № Тырминского сельского поселения <адрес> о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском об обязании ответчика выплатить ей 9215,93 руб. в сумме за июль, август, сентябрь, октябрь 2016 в соответствии с требованиями действующих норм федерального законодательства, об обязании ответчика выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом северных и районных коэффициентов, ссылаясь на то, что МБОУ СОШ № нарушены её трудовые права. Она состоит в трудовых отношениях с ответчиком. Начисление заработной платы ей производится без учета положений статей Трудового кодекса РФ, а именно в 2016 году размер её ежемесячной заработной платы без учета районного коэффициента составил менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, который с ДД.ММ.ГГГГ - 7500 руб. Согласно расчетам за спорный период ей не доплатили 9215,93 руб.
Истец в судебное заседание не прибыла, была извещена о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, предоставила телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – МБОУ СОШ №, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о слушании дела в установленном законом порядке.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, /// состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ №, с ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность уборщиком служебных помещений, и ей был установлен должностной оклад, надбавки - северный коэффициент -50%, районный коэффициент -50%, и иные стимулирующие выплаты.
Статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 7500 рубля.
Постановлением Совмина /// от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением /// от ДД.ММ.ГГГГ N 1029» установлено, что <адрес> относится к местностям приравненным к районам Крайнего Севера.
Порядок начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение определен Приказом Минтруда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Размер процентной надбавки на территории <адрес> составляет 50%.
Величина начисления районных коэффициентов к заработной плате работников установлены Постановлением Госкомтруда ///, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и составляет 40%.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
<адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» предоставлено право предприятиям и организациям вводить районные коэффициенты при изыскании необходимых средств в пределах районных коэффициентов согласно приложению к указанному решению. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и соответствующих решений. Так, согласно приложению к <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» на территории <адрес> может применяться районный коэффициент в размере 1,5.
Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С ДД.ММ.ГГГГ также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
При обращении с данным иском в суд, истец указывает, что её заработная плата с учетом стимулирующих и компенсационных доплат, включая районный коэффициент и северную надбавку, за указанный в иске период за полностью отработанное время и выполнение нормы труда должна быть не менее 15 000 руб. (7500 руб. (минимальный размер оплаты труда в РФ) * 50% (районный коэффициент)* 50% (северная надбавка), в связи с чем истец полагает, что работодатель за указанный период не доплатил ей 9215,93 руб.
Из общего начисления ежемесячной заработной платы истца: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что июль - отпуск; август - норма дней – 27, отработано - фактически – 15, начислена заработная плата – 6893,32руб.; сентябрь - норма дней - 26, отработано - фактически –26, начислена заработная плата – 12408руб.; октябрь - норма дней - 26, отработано - фактически – 26, начислена заработная плата – 12408руб., ноябрь - норма дней - 25, отработано - фактически – 25, начислена заработная плата – 12408руб.
Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 3, ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований /// к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № Тырминского сельского поселения <адрес> о защите трудовых прав отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнебуреинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья Е.В.Костина