Дело №2-2475/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи Наконечниковой И.В.,
при секретаре Котовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сенецкого А.Б. к Военному комиссариату Алтайского края о перерасчете размера пенсии и выплате с учетом повышения денежного довольствия,
УСТАНОВИЛ:
Сенецкий А.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Алтайского края, просит обязать Военный комиссариат .... при исчислении его пенсии с 1
января 2015 года учитывать денежное довольствие, указанное в части 1 статьи 43 Закона
РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в размере 64,12 процента от размера указанного денежного довольствия, и выплачивать с 1 января 2015 года пенсию (с учетом надбавки на иждивенца) в размере 26145 рублей 15 копеек.
Кроме того, истец просит направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке
конституционности части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов" и
Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ "О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов".
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что с 25 октября 2010 года Военным комиссариатом Алтайского края ему выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Часть 9 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" устанавливает, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с 1 января 2013 года составляет 56,0 процента, а с 1 октября 2013 года - 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия.
Часть 9 статьи 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" устанавливает, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1, с 1 января 2014 года составляет 60,05 процента, с 1 октября 2014 года - 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", с учетом части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и части 9 статьи 9 названного Федерального закона, утвержден общий объем расходов федерального бюджета на 2015 год в сумме 15 361 540 902,0 тыс. рублей, которая достаточна для финансового обеспечения в 2015 году установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, и рассчитана исходя из того, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 64,12 процента от размера указанного денежного довольствия.
2 декабря 2014 года Военным комиссариатом Алтайского края ему выплачена пенсия за декабрь 2014 года в размере № рублей № копеек, исчисленном исходя из 62, 12 процента денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом .... ему выплачена пенсия за январь 2015 года в размере №, что свидетельствует о том, что с ДД.ММ.ГГГГ его пенсия исчисляется Военным комиссариатом Алтайского края, исходя из 62,12 процента денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, а не из 64,12 процента.
Считает действия Военного комиссариата Алтайского края, заключающиеся с исчислении его пенсии с 1 января 2015 года, исходя из 62,12 процента денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, а не из 64,12 процента, незаконными, нарушающими его права, по следующим основаниям.
Часть 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" устанавливает, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.
При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона утвержден общий объем расходов федерального бюджета на 2015 год в сумме 15 513 079 294,0 тыс. рублей, то есть в сумме на 151 538 392 тыс. рублей большей, чем утверждена на 2015 год подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", которая достаточна для финансового обеспечения в 2015 году установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, и рассчитана исходя из того, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1, с 1 января 2015 года составляет 64,12 процента от размера указанного денежного довольствия. Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности общего объема расходов федерального бюджета для финансового обеспечения в 2015 году расходных обязательств Российской Федерации, установленных частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в частности для исчисления моей пенсии с 1 января 2015 года, исходя из 64,12 процента денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Таким образом, часть 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по мнению истца, противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона и подпункту 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" действие части второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 приостановлено до 1 января 2016 года.
Поскольку подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден объем расходов федерального бюджета на 2015 год, превышающий объем расходов федерального бюджета на 2015 год, утвержденный подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. №349-Ф3 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" {который предполагает, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 64,12 процента), что свидетельствует о достаточности общего объема расходов для финансового обеспечения в 2015 году расходных обязательств Российской Федерации, установленных частью второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ о приостановлении действия части второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, по мнению истца, противоречит пункту 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ, подпункту 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", а также противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 23 апреля 2004 года № 9-П (пункт 4.2), согласно которой «допускается, что положения федеральных законов, устанавливающие материальные гарантии социальных прав военнослужащих, связанные с расходами Российской Федерации, могут - в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы, - приостанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете», и не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 18, 39, 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).
Истец Сенецкий А.Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Маслова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве на иск. Дополнила, что действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1приостановлено до 2016 г. Истцу выплачивается пенсия в размере 62,12%, этот размер коэффициента в соответствии с законом
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Сенецкому А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Алтайского края выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Сенецкому А.Б. производится выплата пенсии за выслугу лет в следующем размере:
- с ДД.ММ.ГГГГ - № руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ - № руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - № руб.
Пенсионное обеспечение истца осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-I).
Статьей 14 названного закона предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более, определяется за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, дополнительно за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В соответствии со ст.43 Закона № 4468-I в редакции, действовавшей на дату назначения пенсии истцу, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 49 названного закона предусмотрено, что назначенные указанной категории лиц пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Размеры денежного довольствия военнослужащих с 01.01.2012 г. изменились (увеличились) в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятыми в его исполнениями нормативно-правовыми актами.
В связи с изменением системы обеспечения военнослужащих и иных категорий граждан Федеральным законом от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 г. внесены изменения в некоторые положения Закона № 4468-I, в том числе в ст.ст. 43 и 49.
Так, в соответствии с положениями ст. 43 Закона № 4468-I, в редакции, действующей с 01.01.2012 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. года в размере 54 процентов, и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона РФ № 306-ФЗ и с учетом положений ст. 43 Закона № 4468-1 при исчислении пенсии ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах – 40% - при выслуге лет 25 лет и более. Поскольку выслуга у истца составила 27 лет, то с 01.01.2012 г. при расчете пенсии принята процентная надбавка в размере 40%.
Согласно ст. 49 Закона № 4468-I пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 309 размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 216 ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 годов» установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона 4468-1 с 01.01.2013 г. составляет 56 процентов, а с 01.10.2013 г. - 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия. В соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов» размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона 4468-1 с 01.01.2014 г., составляет 60,05 процентов, а с 01.10.2014 г. - 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.
Истцу с 01.10.2014 выплата пенсии ответчиком производится исходя из 62,12%.
Суд соглашается с произведенным ответчиком порядком исчисления пенсии истцу при ее пересмотре с 01.10.2014г. в связи с увеличением денежного довольствия, в том числе в части применения ограничения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 Закона № 4468-I, поскольку это предусмотрено внесенными изменениями в закон.
В тоже время, согласно Федерального закона РФ от 01.12.2014 г. № 397-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" до 1 января 2016 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 было приостановлено.
Доводы истца о том, что на него не должно распространяться указанное ограничение, основаны на неверном толковании положений законодательства.
Действительно, согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Положения указанной нормы, в том числе с учетом ее толкования Конституционным Судом РФ означают, что закон, ухудшающий положение граждан не имеет обратной силы.
При установленных по делу обстоятельствах ухудшение положения истца не произошло, поскольку с учетом изменения порядка денежного обеспечения военнослужащих, повлиявших на изменение размера пенсии, назначенной истцу, размер его пенсии в абсолютном выражении увеличился после указанной даты.
Изменения в законодательстве в части пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе в ст. 43 Закона № 4468-I, предусматривающие при увеличении денежного довольствия военнослужащих, повышение размера пенсий до уровня 100 % денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, в течение ряда лет, начиная с 54 % с ежегодным увеличением на 2 %, произведены с учетом возможностей федерального бюджета по финансовому обеспечению соответствующих выплат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку размер пенсии истца с 01.10.2014 г. исчислен в соответствии с положениями действующего законодательства, снижения размера пенсии не произошло.
Требование Сенецкого А.Б. о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов" и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не является исковым требованием и судом не рассматривается, Сенецкий А.Б. не лишён возможности самостоятельно направить обращение в Конституционный Суд РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сенецкого А.Б. к Военному комиссариату Алтайского края оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.В. Наконечникова