Дело №2а-316/2019 (12RS0009-01-2019-000539-81)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре Русовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки
административное дело по административному исковому заявлению Фадеева А. М. к государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. и Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл о признании незаконным предписания №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства и приостановлении исполнения предписания,
установил:
Административный истец Фадеев А.М. обратился в суд с административным иском к государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. и Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл о признании незаконным предписания №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства и приостановлении исполнения предписания, в обоснование требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером…. 28 марта 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. вынесено предписание №ПР-2 об устранении нарушений требований земельного законодательства путем проведения комплекса агротехнических, культуртехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия, мероприятий по защите от зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью указанного земельного участка и приведения земельного участка в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства. Оспаривая предписание, указывает, что государственным органом не доказано наличие зарастания на его земельном участке сорной и древесной растительностью, а также нецелевое использование самого земельного участка. В связи с чем, просит признатьпредписание №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства наземельном участке с кадастровым номером …. незаконным и приостановить исполнение данного предписания.
В судебном заседании административный истец Фадеев А.М. и его представитель Хасаншина Р.Г., не отрицая факта наличия на земельном участке сорной и древесной растительности, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, дали пояснения соответственно вышеизложенному.
Административный ответчик - государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Шубенкина Н.Ю. на судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика – Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл Селюнина О.В., действующая на основании доверенности №01-28/37 от 14 июня 2019 года, с заявленными требования не согласилась, считая их необоснованными, просит в иске отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктами 1, 3 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Частью 1 ст. 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст.8 Федерального закона от 16 июля1998 года №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в том числе, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв.
Административный истец Фадеев А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ….общей площадью … кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: РМЭ, Моркинский район, участок расположен в северной части кадастрового квартала …, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 10 ноября 2008 года за №….
28 марта 2019 года на основании приказа №163-ООД от 13 февраля 2019 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушения от 5 июля 2018 года №Пр-43а была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований земельного законодательства в отношении Фадеева А.М.
В ходе проверки при осмотре земельного участка, несмотря на наличие снежного покрова, установлено, что земельный участок с кадастровым номером ….не приведен в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, полностью на всей площади.. кв.м. зарос сорной (осот полевой, полынь обыкновенная, пырей ползучий, лапчатка гусиная и др.) и древесной (береза повислая) растительностью, в связи с чем не пригоден для сельскохозяйственного производства. Результаты обследования территории земельного участка зафиксированы в акте №163, к которому приобщены фототаблицы.
Последствием установленных нарушений стало вынесение государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Шубенкиной Н.Ю. в адрес Фадеева А.М. предписания №Пр-2 от 28 марта 2019 года.
Как следует из оспариваемого предписания, административному истцу предложено в срок до 4 сентября 2019 года:
провести комплекс агротехнических, культуртехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия,
мероприятия по защите от зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью,
привести данный земельный участок в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства в соответствии со ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
а также разъяснены положения ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, и предписания ст. 54 ЗК РФ о возможности изъятия земельного участка;
кроме того предписание содержит предупреждение о направлении информации в Правительство Республики Марий Эл для принятия мер, предусмотренных законодательством, в случае неустранения в установленный срок выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно п.5 названного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции.
В соответствии с п.6.4 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах предоставленных полномочий вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
27 декабря 2016 года Приказом Минсельхоза России №591 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Административный регламент).
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 68).
Решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Россельхознадзора в форме распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки (п. 71).
Внеплановая выездная проверка может быть проведена в отсутствие при ее проведении гражданина при надлежащем его уведомлении (п.81).
По результатам внеплановой проверки должностным лицом территориального органа Россельхознадзора, проводящим проверку, составляется акт проверки (п.83).
В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации (п.85).
Поскольку зарастание земельного участка древесной и сорной растительностью имело место быть, то есть установленные требования и обязательные мероприятия по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, Фадеев А.М. не выполнил, предписание выдано уполномоченным органом в установленном законом порядке надлежащему субъекту – собственнику земельного участка, на которого правомерно возложена обязанность по устранению допущенного нарушения земельного законодательства, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. Процедура выдачи предписания и его содержание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права административного истца. Наличие древесной растительности является следствием отсутствия на земельном участке административного истца длительное время (более 8 лет) каких-либо мероприятий, направленных на недопущение деградации земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы административного истца о том, что возложенные на него предписанием мероприятия не конкретизированы, не могут быть приняты во внимание, поскольку возложение на административного истца вышеуказанных обязанностей предполагает возможность самостоятельного выбора способа их исполнения. Отсутствие в предписании конкретных ориентиров земельного участка не препятствует идентифицировать земельный участок, принадлежащий административному истцу. К акту осмотра приложена публичная кадастровая карта. Зарастание земельного участка сорной и древесной растительностью административным истцом не оспаривается. Доказательств, свидетельствующих о необоснованности выявленных нарушений, несоответствии их фактической действительности, административным истцом в обоснование своих доводов и требований не представлено.
Установленный оспариваемым предписанием срок для устранения нарушения земельного законодательства (до 4 сентября 2019 года) не превышает срок, установленный п.120 Административного регламента, а случае невозможности устранения нарушения в установленный предписанием срок административный истец вправе обратиться с ходатайством о его продлении должностному лицу, выдавшему данное предписание.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Фадеева А. М. к государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. и Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл о признании незаконным предписания №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства и приостановлении исполнения предписания отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 5 августа 2019 года.