К делу № 12-233/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Ейск 31 октября 2019 года
Судья Ейского городского суда Краснодарского края Балашов М.Ю., с участием заявителя Фефловой С.В. и ее представителя по доверенности Чернокалова М.К., рассмотрев дело по жалобе должностного лица – председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. на постановление заместителя руководителя госжилинспекции Краснодарского края ФИО\1 № от 14.05.2019 г. о привлечении к административной ответственности должностного лица - председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. по ст. 7.22 КоАП РФ, -
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя госжилинспекции Краснодарского края ФИО\1 от 14.05.2019 г. Фефлова С.В. - председатель правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Фефлова С.В. с постановлением не согласна, в жалобе просит его отменить. В жалобе указывает, что согласно абзацу 1 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Постановление вынесено 14.05.2019 г., следовательно, исходя из положений выше приведенных норм, таковое в ее адрес должно быть направлено не позднее 17.05.2019 г. В нарушении данных требований ГЖИ КК направило постановление в адрес лица, в отношении которого оно было составлено, лишь 09.09.2019 г., а письмо Фефлова получила 18.09.2019 г., что подтверждается почтовым конвертом и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. В связи с чем, ознакомиться с постановлением и составить настоящую жалобу Фефлова не могла раньше указанного срока.
Просит признать привлечение ее к ответственности за не проведение работ по ТО ВДГО в 2018 году незаконным в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.
Просит признать привлечение ее к ответственности за несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов в отопительный сезон 2016-2017 и отопительный сезон 2017-2018 незаконным в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.
Представитель госжилинспекции Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил суду материалы административного производства и возражение на жалобу Фефловой С.В.
Выслушав доводы председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Фефловой С.В., ее представителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что жалобу следует удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление заместителя руководителя госжилинспекции Краснодарского края ФИО\1 от 14.05.2019 г. в отношении Фефловой С.В. по следующим основаниям.
Заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Постановлением 27.03.2019 г. в 10:15 часов в ходе проведения проверки Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район (далее - УЖКХ) в многоквартирном доме № 46/2 по ул. Седина в г.Ейске (далее - МКД № 46/2) был установлен факт нарушения ИСЖ Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки УЖКХ установлено, что Фефловой С.В. за март 2018 г. и период 2019 г. (на момент проверки 27.03.2019 г.) неприняты меры по обеспечению своевременного выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования МКД № 46/2 и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее ТО ВДГО), предусмотренного Приложением к Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила № 410, что, по мнению ГЖИ КК, явилось основанием для привлечения ТСЖ к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Фефловой С.В. вменяется правонарушение предусмотренное пп. «в» п. 12 Правила № 410, согласно которого проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Постановлением администрации МО Ейский район от 13.04.2017 № 193 отопительный сезон 2016-2017 на территории Ейского района закончен с 17.04.2017 Г. (далее - Постановление № 193).
Постановлением администрации МО Ейский район от 11.04.2017 № 244 отопительный сезон 2017-2018 на территории Ейского района закончен с 12.04.2017 Г. (далее - Постановление № 244).
По результатам проверки административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 08.05.2019 № 001954.
Рассмотрев материалы проверки, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении товарищества от 14.05.2019 №, которым товарищество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 4 000 рублей.
В ходе проведения проверки установлено, что Фефловой в нарушение требований пп. «в» П. 12 Правила № 410 допущено несвоевременное выполнение работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов, а именно: ранее чем 7 дней после окончания отопительного сезона (согласно акту обследования состояния дымовых и вентиляционных каналов в МКД обследование проведено в 2017 году - 03.04.2017, в 2018 году 10.04.2018, а отопительный сезон закончен в 2017 - 17.04.2017, в 2018 12.04.2018. Таким образом, ранее окончания отопительного сезона), что, по мнению ГЖИ КК, явилось основанием для привлечения Фефловой к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ составляет 2 (два) месяца со дня совершения административного право нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
КоАП РФ не дает определения длящегося и совершенного административного право нарушения. Вместе с тем, содержание длящегося административного правонарушения можно раскрыть исходя из судебной и административной практики.
Согласно п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за дляшееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Кроме того, исходя из право вой позиции, изложенной в п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного право нарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно пп. «б» п. 43 Правил № 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
Следовательно работы по ТО ВДГО, предусмотренные пп. «б» п. 43 Правил № 410 должны быть выполнены к определенному сроку - до конца года (в течении года), следовательно, данное правонарушение не является длящимся.
В связи с чем исковая давность за непроведение ТО ВДГО в 2018 году истекла в феврале 2019 года - через 2 (два) месяца со дня, следующим за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном право нарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Привлечение Фефловой С.В. к ответственности за невыполнение работ по ТО ВДГО в 2019 году является преждевременным, в виду того, что данные работы проводятся не реже 1 раза в год, следовательно, на момент проверки - 19.03.2019 г. у Фефловой было время чтобы выполнить необходимые работы.
Фефлова в рамках заключенного договора № 2.1-152/18-251Т/18 от 03.07.2018 г. с АО «Газпром газораспределение Краснодар» провела в 2019 году, как того требует пп. «б» п. 43 Правил № 410, работы по ТО ВДГО, о чем свидетельствует акт № 38 от 03.04.2019 г. приемки и сдачи выполненных работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном право нарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
Также привлечение Фефловой к ответственности согласно пп. «в» п. 12 Правила № 410 за допущение несвоевременного выполнения работ по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов в отопительные сезоны 2016-2017 и 2017-2018 незаконно ввиду следующего.
Согласно пп. «в» п. 12 Правила № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона). Отопительный сезон 2016-2017 окончен 17.04.2017 г., что подтверждается Постановлением № 193. Отопительный сезон 2017-2018 окончен 12.04.2017 г., что подтверждается Постановлением № 244.
Исходя из анализа приведенных норм возможно сделать вывод, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка), предусмотренная пп. «в» п. 12 Правила № 410, должна быть проведена к определенному сроку - не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона, следовательно, данное правонарушение не является длящимся.
Следовательно, последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, является: - в отопительный сезон 2016-2017 - 24.04.2017 г. (срок исковой давности истек 24.06.2017 г.); - в отопительный сезон 2017-2018 - 19.04.2018 г. (срок исковой давности истек 19.06.2018 г.).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном право нарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст.7.22 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Из данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Приказом Минстроя России от 5 декабря 2017 года № 1614/пр была утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее - Инструкция), пунктом 1.2 которой определено, что лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являются ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Подпунктом «в» пункта 12 Правил № 410 установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Таким образом, установлено, что товариществом не обеспечено своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, предусмотренного приложением к Правилам. № 410, что является нарушением требований подпункта «б» пункта 43 Правил. № 410.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что правонарушение длящимся не является, поскольку прямо установлены даты совершения правонарушения, которыми являются не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона - 17.04.2017 г. и 12.04.2018 г.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении товарищества вынесено 14.05.2019, то есть спустя более, чем год со дня обнаружения административного правонарушения.
В отношении не обеспечения товариществом своевременного выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не реже 1 раза в год за 2019 год, судом установлено, что на момент привлечения товарищества к административной ответственности 2019 год не истек и, соответственно, событие правонарушения в действиях товарищества отсутствует.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что в отношении нарушений в 2018 году в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако органом нарушен срок привлечения к административной ответственности, в отношении 2019 года событие правонарушения в действиях товарищества отсутствует.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 08.05.2019 № составлен в присутствии Фефловой С.В. Указанным протоколом назначено время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 14.05.2019.
Постановление по делу об административном правонарушении от 14.05.2019 № вынесено в отсутствии представителя товарищества, извещенного надлежащим образом.
Судом установлено, что административным органом не нарушен установленный законом порядок привлечения товарищества к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает постановление административного органа от 14.05.2019 № незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. по ст. 7.22 КоАП РФ – прекращению по основаниям, предусмотренным ст. 24.5. КоАП РФ с связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
Р Е Ш И Л:
Жалобу должностного лица – председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. на постановление заместителя руководителя госжилинспекции Краснодарского края ФИО\1 № от 14.05.2019 г. о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, - удовлетворить.
Постановление № от 14.05.2019 г. заместителя руководителя госжилинспекции Краснодарского края ФИО\1 о привлечении к административной ответственности должностного лица - председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. по ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя правления ТСЖ «Дом на Седина, 46/2» Февлова С.В. по ст. 7.22 КоАП РФ – прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 24.5. КоАП РФ с связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в срок 10 дней со дня вручения настоящего решения.
Судья