№5-539/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 17 апреля 2013 годаМировой судья Лесозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми Коюшева Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Безручко <ФИО1>, начальника отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, <АДРЕС>
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ,
установил:
Безручко И.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой Воркутинского гарнизона 20 марта 2013 года проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите граждан, направленная на защиту персональных данных в отделе военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару, в ходе которой выявлен ряд нарушений, а именно положений ст. ст. 18, 18.1 Федерального закона РФ № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»:
- требования законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требования к защите персональных данных, до работников отдела военного комиссариата не доведены;
- документ, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, а также иные внутренние документы по вопросам обработки и защиты персональных данных, в отделе военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району области по состоянию на 20 марта 2013 г. не разработаны;
- свободный доступ к вышеуказанным документам организован не был в виду их отсутствия.
В судебном заседании Безручко И.И. вины в совершении правонарушения не оспаривал, пояснив, что допущенные нарушения в настоящее время устранены.
Заслушав привлекаемое лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из приказа от <ДАТА6> <НОМЕР> и от <ДАТА7> <НОМЕР> начальником отдела военного комиссариата Республики Коми по городу Сыктывкар и Сыктывдинскому району до <ДАТА8> принят Безручко И.И.
Положениями ст. ст. 23, 24 Конституции РФ определено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», указанным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
На основании ст. 3 ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники. Согласно ст. 4 закона законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. ст. 85, 87 Трудового кодекса РФ персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника; обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.
Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового Кодекса и иных федеральных законов.
В целях реализации Федерального закона "О персональных данных" Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее Положение).
Согласно п.п. 1, 3, 15 Положения обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее - персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.
Правила обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации, должны применяться с учетом требований Положения.
При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также, перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
В нарушение требований федерального законодательства в комиссариате на момент проведения проверки не установлен и не утвержден порядок хранения и использования персональных данных работников, приказ о назначении лиц, ответственных за реализацию перечня мер, необходимых для соблюдения безопасности персональных данных, не представлен.
По результатам проверки установлено, что работодателем допускаются нарушения прав работников на защиту их персональных данных.
В соответствии со ст. 24 Закона лица, виновные в нарушении требований Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
При вышеизложенных обстоятельствах, начальником отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району Безручко И.И., являющимся работодателем и, соответственно, оператором, осуществляющим обработку персональных данных работников, допущены нарушения порядка сбора, хранения, использования персональных данных и в его бездействии имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.
Вина в совершении данного правонарушения заключается в том, что на данное лицо законодательством возложена обязанность по обеспечению порядка сбора, хранения, использования персональных данных, однако им не надлежащим образом исполняется данная обязанность.
В письменных объяснениях Безручко И.И. вину свою признал полностью и подтвердил обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, но пояснил, что в настоящее время ведется работа об устранении данных нарушений до конца марта 2013 года.
Таким образом, суд квалифицирует действия Безручко И.И. по ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку он нарушил установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит признание привлекаемым лицом вины и раскаяние в содеянном правонарушении, отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, характеризующегося положительно, и приходит к выводу о назначении ему наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Безручко <ФИО2> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения его копии. Мировой судья Е.А. КоюшеваКопия верна: