Решение по делу № 2а-110/2018 ~ М-120/2018 от 29.11.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2018 г. г. Майкоп

Майкопский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Марголина А.В., при секретаре судебного заседания Меретуковой Н.Г., с участием военного прокурора – помощника военного прокурора Майкопского гарнизона капитана юстиции Луценко Я.А., административного истца Чарнцева С.В. и его представителя Кулокова А.Х., а также представителя командира войсковой части <данные изъяты> Цицкиева А.А., рассмотрев административное дело № 2а-110/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Чарнцева С.В. об оспаривании решений командующего войсками Южного военного округа, а также командира и аттестационной комиссии войсковой части , связанных с порядком досрочного увольнения его с военной службы, а также об оспаривании решения командира войсковой части о лишении его права на получение в октябре 2018 г. ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

в поданном в суд административном исковом заявлении Чарнцев, с учётом дополненных в ходе подготовки дела к разбирательству требований, просил:

- признать незаконными оформленное протоколом от 21 сентября 2018 г. № 9 решение аттестационной комиссии войсковой части о невыполнении им условий контракта о прохождении военной службы, а также действия командира этой воинской части по утверждении такого решения аттестационной комиссии;

- признать незаконным приказ командующего войсками Южным военным округом от 2 октября 2018 г. № 200 о досрочном увольнении его с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта о прохождении военной службы, а также восстановить его на военной службе в занимаемой до увольнения воинской должности;

- признать незаконным приказ командира войсковой части от 27 октября 2018 г. № 271 о лишении его права на получение ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в октябре 2018 г., а также обязать это воинское должностное лицо такой приказ отменить.

В обоснование своих требований Чарнцев в административном исковом заявлении и в ходе выступления в судебном заседании указал, что с декабря 2016 г. он проходит военную службу в войсковой части . 29 октября 2018 г. он ознакомлен с выпиской из приказа командующего войсками Южным военным округом от 2 октября 2018 г. № 200, согласно которому на основании решения аттестационной комиссии войсковой части от 21 сентября 2018 г. он досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Между тем, с аттестационным листом и отзывом командования по вопросу несоблюдения им условий контракта он ознакомлен не был, на заседание аттестационной комиссии не вызывался и на таком заседании не присутствовал. В период с 27 августа по 10 октября 2018 г. он в составе воинской части находился на лагерном сборе в <адрес>, которым руководил член указанной аттестационной комиссии <данные изъяты> Д., вследствие чего он и Д. 21 сентября 2018 г. на заседании аттестационной комиссии не участвовали. Указанное существенно нарушило процедуру досрочного его увольнения с военной службы, поскольку он лишён возможности представить членам аттестационной комиссии сведения о качестве выполнения им должностных обязанностей, а также иные положительно характеризующие его сведения. Приказ командира войсковой части о наложении на него 16 марта 2018 г. дисциплинарного взыскания отменён. Дисциплинарные взыскания от 14 июня, а также от 7 и 8 августа 2018 г., с него сняты в порядке дисциплинарного поощрения. В связи с этим он полагал необоснованным приказ командира войсковой части от 27 октября 2018 г. № 271 о лишении его ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в октябре 2018 г. При этом о привлечении его к дисциплинарной ответственности приказом командира войсковой части от 19 октября 2018 г. № 1075 он не знал.

Представитель административного истца Кулоков требования своего доверителя поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.

Цицкиев, заявив о признании им требования Чарнцева об оспаривании приказа командира войсковой части от 27 октября 2018 г. № 271 о лишении его права на получение ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в октябре 2018 г., показал, что приказом командира войсковой части от 19 октября 2018 г. № 1075 Чарнцев привлечён к дисциплинарной ответственности в виде наложения на него дисциплинарного взыскания «строгий выговор», которое до настоящего времени не снято.

Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области» Гусякова Ю.Н., представитель командира и аттестационной комиссии войсковой части Баркова А.С., представитель командующего Южным военным округом Сутковецкая О.Ю., а также руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю» Хвостов Е.А., в суд не явились.

При этом Баркова направила в суд возражения, в которых требования административного истца не признала и указала, что вопрос качества служебной деятельности Чарнцева 21 сентября 2018 г. рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая оспариваемое решение о несоблюдении Чарнцевым условий контракта о прохождении военной службы приняла на основании факта возбуждения в отношении административного истца уголовного дела, в связи с чем обоснованно ходатайствовала перед командованием об увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. В связи с этим командир войсковой части такое решение аттестационной комиссии обоснованно утвердил.

Сутковецкая в своих возражениях требования Чарнцева также не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку приказ об увольнении Чарнцева с военной службы командующий войсками Южным военным округом издал на основании обоснованного заключения аттестационной комиссии о том, что сам факт возбуждения в отношении Чарнцева уголовного дела по обвинению его в совершении должностного преступления свидетельствует о несоблюдении им условий контракта о прохождении военной службы. При этом Сутковецкая обращала внимание суда на то, что 4 сентября 2018 г. в ходе проведения беседы по вопросу увольнения командир войсковой части довёл до сведения Чарнцева, что он будет представлен к увольнению с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта.

В заключении военный прокурор полагал существенно нарушенными командованием права Чарнцева в ходе его аттестации, что свидетельствует о неправомерности процедуры увольнения административного истца с военной службы. При этом, в связи с признанием представителем командира войсковой части требования административного истца об оспаривании лишения его в октябре 2018 г. ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, военный прокурор полагал возможным такое признание принять. На основании изложенного военный прокурор полагал требования административного искового заявления Чарнцева подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Оценив доводы сторон и представленные ими письменные доказательства, а также заключение военного прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Согласно аттестационному листу от 4 сентября 2018 г. Чарнцев представлен командиром войсковой части на аттестационную комиссию по вопросу досрочного увольнения с военной службы по основанию невыполнения им условий контракта о прохождении военной службы в связи с тем, что в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. При этом такой документ не содержит сведений об ознакомлении административного истца с его содержанием.

Из подписанного 4 сентября 2018 г. С. акта следует, что Чарнцев отказался от росписи в листе беседы и аттестационном листе.

В судебном заседании свидетель С. показал, что он не присутствовал при ознакомлении административного истца с составленным на него аттестационным листом, сам он такой аттестационный лист не составлял и с ним не знаком, указание в акте от 4 сентября 2018 г. об отказе Чарнцев от подписи в аттестационном листе является опечаткой.

В соответствии с выпиской из протокола № 9 заседания аттестационной комиссии войсковой части от 21 сентября 2018 г. указанная комиссия, в состав которой входил и <данные изъяты> Д., приняла безмотивное решение о невыполнении Чарнцевым условий контракта, в связи с чем рекомендовала командованию досрочно уволить его с военной службы. При этом сведений об участии административного истца в заседании аттестационной комиссии такой документ не содержит.

Как показал свидетель полковник Д., он 21 сентября 2018 г. не присутствовал на заседании аттестационной комиссии войсковой части , поскольку, как и Чарнцев, находился на полигоне в другом регионе. Между тем, с ним созванивался секретарь аттестационной комиссии и спрашивал его мнение по вопросу досрочного увольнения административного истца с военной службы. На такой вопрос он ответил, что полагает необходимым признать нарушившим условия контракта Чарнцева, поскольку в отношении последнего возбуждено уголовное дело. Иные сведения, свидетельствующие о нарушении административным истцом контракта о прохождении военной службы, ему не известны и секретарь аттестационной комиссии ему такие иные сведения не сообщал. При этом протокол аттестационной комиссии от 21 сентября 2018 г. он подписал лишь 6-7 октября 2018 г. после возвращения из командировки.

Приказом командующего войсками Южным военным округом от 2 октября 2018 г. № 200 Чарнцев досрочно уволен с военной службы в запас по подпункту «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с невыполнением им условий контракта.

По вступившему в законную силу постановлению Майкопского гарнизонного военного суда от 17 октября 2018 г. уголовное дело в отношении Чарнцева, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, прекращено на основании ст. 25.1 УПК РФ с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 30000 рублей.

Из приказа командира войсковой части от 19 октября 2018 г. № 1075 следует, что Чарнцев привлечён к дисциплинарной ответственности в виде наложения на него дисциплинарного взыскания «строгий выговор».

Как следует из копии приказа командира войсковой части от 27 октября 2018 г. № 271, в порядке реализации дисциплинарного взыскания Чарнцев лишён ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за октябрь 2018 г.

Обратившись с административным исковым заявлением в суд 29 ноября 2018 г., Чарнцев не пропустил установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Пунктом 2.2 ст. 51 того же закона определено, что военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания.

Поскольку оспариваемый приказ командующего войсками Южного военного округа основан на решении аттестационной комиссии войсковой части от 21 сентября 2018 г., суд приходит к выводу, что увольнение административного истца произведено в аттестационном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. № 6-П, в случае, когда военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, аттестацию следует признать обязательным элементом порядка досрочного увольнения такого военнослужащего с военной службы, поскольку в системе действующего правового регулирования только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий указанным требованиям.

Порядок организации и проведения аттестации утверждён приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации».

Согласно п. 3 этого Порядка не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист. Аттестуемый военнослужащий имеет право знакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своём несогласии с отзывом. Пунктом 6 этого же нормативного документа предусмотрена необходимость проведения аттестации с участием аттестуемого военнослужащего в случае рассмотрения вопроса о несоответствии его занимаемой воинской должности.

При этом проведение заседания аттестационной комиссии посредством организации секретарём телефонного голосования членов комиссии, без непосредственного коллективного обсуждения членами комиссии изложенных в аттестационном листе и иных документах обстоятельств, с подписанием членами комиссии протокола такого заседания лишь после издания командованием приказа, основанного на неподписанном заключении комиссии, законодательством не предусмотрено и противоречит самому смыслу аттестационной комиссии, придаваемому ей законодателем и отводимой ей ролью в процедуре увольнения военнослужащих в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4.3 постановления от 21 марта 2013 г. № 6-П, - процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Не смотря на требование суда, командир и аттестационная комиссия войсковой части не представили доказательств ознакомления Чарнцева с аттестационным листом, надлежащего уведомления его о времени и месте заседания аттестационной комиссии, а также присутствия его 21 сентября 2018 г. на заседании этой комиссии.

Указание в акте от 4 сентября 2018 г. об отказе административного истца знакомиться с аттестационным листом опровергается показаниями свидетеля С.

В связи с этим суд находит установленным, что требования законодательства, регламентирующего порядок аттестации военнослужащих, командованием и аттестационной комиссией в отношении Чарнцева не соблюдены.

Кроме того, сам факт привлечения Чарнцева к уголовной ответственности не свидетельствует о невыполнении им условий контракта о прохождении военной службы, поскольку согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом суд учитывает, что командованием не представлено доказательств проведения в отношении Чарнцева административного разбирательства с выявлением иных оснований для вывода о невыполнении им условий контракта.

Напротив, из копии служебной характеристики от 16 октября 2018 г. следует, что командованием войсковой части Чарнцев характеризуется исключительно положительно. Согласно копии служебной карточки, на дату заседания аттестационной комиссии Чарнцев не имел неснятых дисциплинарных взысканий и имел два дисциплинарных поощрения.

Следовательно, указанные нарушения процедуры аттестации лишили Чарнцева возможности представить в аттестационную комиссию возражения на содержащийся в аттестационном листе отзыв, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии с целью сообщить этой комиссии дополнительные сведения и представить характеризующие его материалы по вопросу качества исполнения им служебных обязанностей. Поэтому оформленное протоколом от 21 сентября 2018 г. № 9 решение аттестационной комиссии войсковой части о невыполнении административным истцом условий контракта о прохождении военной службы, а также действия командира этой воинской части по утверждении такого решения аттестационной комиссии, суд находит незаконными.

Такое существенное нарушение порядка увольнения свидетельствует о неправомерности издания командующим войсками Южным военным округом приказа от 2 октября 2018 г. № 200 о досрочном увольнении Чарнцева с военной службы.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

В соответствии с п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ.

Вместе с тем, учитывая обстоятельства привлечения Чарнцева приказом командира войсковой части от 19 октября 2018 г. № 1075 к дисциплинарной ответственности, суд находит обоснованным приказ этого же должностного лица от 27 октября 2018 г. № 271 о лишении административного истца права на получение ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в октябре 2018 г., поскольку согласно п. 80 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, конкретный размер указанной премии устанавливается на основании приказа командира и зависит, в том числе, от имеющихся у военнослужащего дисциплинарных взысканий за совершённые дисциплинарные проступки.

Следовательно, оспариваемый приказ командира войсковой части от 19 октября 2018 г. № 271 является законным и обоснованным, а требования административного истца в этой части - не подлежащими удовлетворению.

При этом обстоятельство признания Цицкиевым такого требования Чарнцева на указанный вывод не влияет, поскольку согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит законодательству и нарушает права других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Чарнцева С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными оформленное протоколом от 21 сентября 2018 г. № 9 решение аттестационной комиссии войсковой части о невыполнении Чарнцевым С.В. условий контракта о прохождении военной службы, а также действия командира этой воинской части по утверждении такого решения аттестационной комиссии.

Обязать командира войсковой части отменить решение аттестационной комиссии этой воинской части, оформленное протоколом от 21 сентября 2018 г. № 9, о невыполнении Чарнцевым С.В. условий контракта о прохождении военной службы.

Признать незаконным приказ командующего войсками Южным военным округом от 2 октября 2018 г. № 200 о досрочном увольнении подполковника Чарнцева С.В. с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта о прохождении военной службы и обязать это воинское должностное лицо такой приказ отменить, восстановив Чарнцева С.В. на военной службе в занимаемой им до увольнения воинской должности.

В удовлетворении требования Чарнцева С.В. об оспаривании решения командира войсковой части , связанного с изданием приказа от 27 октября 2018 г. № 271 о лишении его права на получение ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в октябре 2018 г., а также о возложении на это воинское должностное лицо обязанности такой приказ отменить, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Майкопский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                 А.В. Марголин

2а-110/2018 ~ М-120/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чарнцев С.В.
Ответчики
Командир в/ч 13714
Суд
Майкопский гарнизонный военный суд
Судья
Марголин Александр Викторович
29.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
30.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.12.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018[Адм.] Судебное заседание
25.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее