24 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Кривцова А.С., Кузьминой А.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Марченко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алышева Б.В. на решение Геленджикского городского суда от 20.09.2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Алышев Б.Б. обратился в суд с иском к ИП Самаркиди В.В. о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате в размере <...> задолженности по невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <...>, процентов по просрочке выплаты заработной платы, в порядке ст.236 Трудового кодекса РФ, в размере <...> и компенсации морального вреда <...>
В обоснование требований Алышев Б.Б. указал, что с 01.08.2014 года по 31.05.2016 года он работал у ответчика в должности юриста. Ответчик обязан был соблюдать требования «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2012-2014 годы», однако выплачивал ему заработную плату лишь <...> в месяц, в связи с чем задолженность по заработной плате за указанный период составила <...>. В итоге, им у ответчика было отработано 22 полных календарных месяца, количество дней отпуска, подлежащих компенсации составило 51,33. Таким образом, размер компенсации за неиспользованные отпуска составил <...>. Однако, при увольнении ответчиком ему была выплачена только часть компенсации за неиспользованный отпуск в размере <...> оставшийся размер невыплаченной компенсации составляет <...>. Указывает, что поскольку ответчиком была допущена просрочка выплаты заработной платы, то с ответчика также подлежат взысканию проценты по просрочке выплаты заработной платы в размере <...> рублей. Считает, что незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере <...>
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда от 20.09.2016 года в удовлетворении исковых требований, заявленных Алышевым Б.Б., отказано.
В апелляционной жалобе Алышев Б.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, также просит назначить по делу технико-криминалистическую экспертизу представленных в материалы дела кассовых документов.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда Самаркиди В.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями ст.ст.113, 116 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеется телефонограмма, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП Самаркиди В.В.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Алышева Б.Б., представителя Самаркиди В.В. по доверенности Невраевой Е.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права судом допущены не были.
В соответствии с абз. 5 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что 01.08.2014 года меду Алышевым Б.Б. и ИП Самаркиди В.В. заключен трудовой договор, согласно которому Алышев Б.Б. принят на работу, на должность юрист, на неопределенный срок, с испытательным сроком два месяца (приказ о приеме на работу №4 от 01.08.2014 года).
Согласно п. 1.1 трудового договора, место работы - агентство недвижимости «КС-Плюс», расположенное по адресу: <...>
Согласно п. 4.1 трудового договора, работнику установлена оплата труда в размере <...> в месяц – 1/2 от должностного оклада;
Пунктом 3.1 трудового договора работнику установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 часов, с 9-00 до 12-00 или с 13-00 до 18-00, с перерывом на обед с 12-00 до 13-00; выходные дни - суббота и воскресенье.
На основании приказа ИП Самаркиди В.В. № 1 от 31.05.2016 года трудовой договор с Алышевым Б.Б. расторгнут по ст. 78 Трудового кодекса РФ, по соглашению сторон.
В соответствии со ст.ст. 67, 68 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Согласно ст. 61 Трудового кодекса РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Как следует из искового заявления, Алышев Б.Б. указывает на подложность трудового договора от 01.08.2014 года по тем основаниям, что текст договора им не подписан.
Согласно материалам дела, трудовой договор от 01.08.2014 года, заключенный между Алышевым Б.Б. и ИП Самаркиди В.В., в установленном законом порядке никем не оспорен, не признан незаключенным, аннулирован не был. Кроме того, в данном договоре отражены обязательные условия, предусмотренные ст.57 Трудового кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Алышев Б.Б. был фактически допущен работодателем к выполнению своих обязанностей, ему было предоставлено соответствующее рабочее место. Приказы о приеме истца на работу и об увольнении издавались работодателем в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, записи о трудовой деятельности Алышева Б.Б. внесены в трудовую книжку.
Доводы Алышева Б.Б. о том, что ответчик обязан был соблюдать требования «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2012-2014 годы», так как не отказался от его исполнения в установленном законом порядке, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств того, что ответчиком Алышеву Б.Б. выплачивалась месячная заработная плата с нарушением требований ст.ст. 133, 133.1 Трудового кодекса РФ и «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2012-2014 годы», истцом суду не представлено.
Более того, при рассмотрении дела судебной коллегией Алышев Б.Б. пояснил, что условия работы и размер заработной платы были оговорены с работодателем устно, и по этой устной договоренности он работал полный рабочий день и до 2016 года ежемесячно получал зарплату в размере около <...>. Доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представил.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели. Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно справке №1 от 31.05.2016 года, суммы заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации ИП Самаркиди В.В. за период работы Алышева Б.Б. составляют: с 01.08.2014 года по 31.12.2014 года – <...>, с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года – <...>, с 01.01.2016 года по 31.05.2016 года – <...>.
В соответствии с положениями ст.ст. 6, 10, 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, индивидуальные предприниматели. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Также представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода), дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Как следует из представленных истцом сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Алышев Б.Б., наряду с работой у индивидуального предпринимателя Самаркиди В.В., в период с 01.08.2014 года по 31.12.2014 года работал в ООО «Твой Дом»; в период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года работал в ООО «Твой Дом» и ООО «Глобал Оффшор Сервей»; в период с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года работал в ООО «Твой Дом» и ООО «Глобал Оффшор Сервей», где указанными работодателями ему начислялась и выплачивалась заработная плата, на которую начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с ч. 5 ст. 80 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора по инициативе работника в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.1 ст.127 Трудового кодекса РФ).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в день увольнения, 31.05.2016 года работодателем с Алышевым Б.Б. был произведен окончательный расчет и выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере <...>, что подтверждается расходным кассовым ордером.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ возмещение морального вреда, причиненного работнику, возможно в результате неправомерных действия или бездействия работодателя.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» взыскание компенсации морального вреда возможно только в случае если судом установлен факт дискриминации в сфере труда, а также при удовлетворении требований работника.
Поскольку судом первой инстанции действия ответчика в рамках рассматриваемого дела не признаны неправомерными, оснований для удовлетворения требований Алышева Б.Б. о взыскании с ИП Самаркиди В.Б. компенсации морального вреда не имеется.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, заявленных Алышевым Б.Б.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Геленджикского городского суда от 20.09.2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алышева Б.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2017 года.