Дело № 2а-87/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Молоково 11 июля 2017 года
Молоковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи
Молоковского районного суда Глебова С.А.
с участием процессуального административного истца
прокурора Молоковского района Разделкиной Е.В.
при секретаре Марченко М.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Молоковское сельское поселение" Молоковского района Тверской области о возложении обязанности обратиться в соответствии с п.1,п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения- артезианской скважины, расположенной рядом с домом № д.<адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.
Прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства в сфере обеспечения надлежащего водоснабжения населения на территории д. <адрес>.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.11.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, аналогичная норма закреплена в ст.8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение».
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
В соответствии с п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства от 17.09.2003 №580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что артезианская скважина, расположенная рядом с домом № д. <адрес>, посредством которой осуществляется водоснабжение жилых домов, является бесхозяйной. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют.
Отсутствие собственника у артезианской скважины общего пользования, расположенного по указанному адресу и, как следствие этого, отсутствие контроля за указанным объектом, существенно ущемляет законные права граждан на надлежащее водоснабжение, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на указанный объект нецентрализованного водоснабжения (артезианская скважина), расположенный на территории д.<адрес>, который не имеет собственника, дают положения ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1, п.3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч. 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Аналогичная нома закреплена в ст. 8 Устава сельского поселения.
В связи с тем, что артезианская скважина, расположенная по вышеуказанному адресу, является бесхозяйной, надлежащее содержание артезианской скважины не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровью населению, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и требуют незамедлительного принятия мер по передаче артезианской скважины в муниципальную собственность в целях его надлежащего содержания. Отсутствие системы надлежащей эксплуатации артезианской скважины ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций.
Обращение в суд мотивировано ст. 39 КАС РФ.
Процессуальный административный истец – прокурор Молоковского района –Разделкина Е.В. в судебном заседании предъявленные требования поддержала, уточнив, что просит исполнить указанную в иске обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, подтвердив доводы изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение»» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении административные исковые требования признал и просил о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило и об отложении не ходатайствовало.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, и принимая во внимание, что участие административного ответчика в судебном заседании, судом не признано обязательным, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 1, 5, 59 Водного Кодекса РФ подземные воды относятся к подземным водным объектам и подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения вод и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст.23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
На основании ст.11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Статьей 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании п.п. 4, 8 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс чрезвычайных мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьями 7, 11, 24 вышеуказанного закона определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ и рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что рядом с домом № № д.<адрес>, то есть на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение» имеется гидротехническое сооружение- артезианская скважина, собственник которой отсутствует. Передача артезианской скважины в муниципальную собственность или в собственность иного субъекта не осуществлена. По данным территориального управления Росимущества в Тверской области и комитета по управлению имуществом Тверской области, сведений о спорном объекте в информационной базе федерального имущества и в реестре государственного имущества Тверской области не имеется (л.д.31-35). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на данный объект недвижимости, отсутствует (л.д.30).
В силу положений ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что артезианская скважина рядом с домом № д.<адрес> является бесхозяйной, однако используется ответчиком для обеспечения населения водой.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, предусмотренных ст.42 Конституции Российской Федерации является право каждого на благоприятную окружающую среду, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное ст.18 Закона № 68-ФЗ.
Отсутствие собственника у объектов питьевого водоснабжения может привести к загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью жителей вышеуказанного сельского поселения и других граждан, использующих подземные воды в питьевых целях.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются «Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.
В соответствии с пунктами 4 и 5 вышеуказанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйной артезианской скважины - как объекта недвижимости в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий в отношении указанного выше объекта, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района.
Непринятием ответчиком мер по постановке артезианской скважины на учет как бесхозяйной, не обеспечивается его участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Поскольку нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья населения, находящегося на территории поселения, этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья, предусмотренные ст.41 Конституции Российской Федерации.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статьей 76 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствие с законодательством.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи- артезианской скважины, расположенной рядом с домом № д.<адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что исполнение данного решения суда сразу после вступления его в законную силу, невозможно в виду отсутствия необходимых документов на артезианскую скважину, суд полагает необходимым в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить определенный разумный срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в соответствии с п.1, п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта водоснабжения - артезианской скважины, расположенной рядом с домом № д.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2017 года.
Председательствующий С.А. Глебов