Решение по делу № 2-3994/2019 ~ М-3565/2019 от 20.09.2019

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года ...

Советский районный суд ... в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Бадмаевой А.А. и помощнике судьи Гетмановой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Башиновой Светланы Сергеевны к ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы и обучения и обязании назначить досрочно страховую пенсию

у с т а н о в и л:

в суд обратилась истец с названным иском, указав, что при обращении 25.01.2019 года к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии ответчиком не были включены в стаж периоды её работы с 26.03.2013 года по 13.01.2014 года в должности заместителя главного врача по лечебной части Кижингинский центральной районной больницы, с 20.08.2015 по 31.12.2018 года в должности врача-невролога Республиканского клинического лечебно-реабилитационного центра «Центр восточной медицины» и отказано в назначении досрочно пенсии. С отказом в назначении пенсии не согласна, т.к. в период работы в должности заместителя главного врача она совмещала свою работу с должностью врача-невролога. С 20.08.2015 года по настоящее время истец работает в ГАУ РКЛРЦ «Центр восточной медицины», который как указал ответчик не относится к учреждениям, поименованным в Списке № 781, однако, Центр является лечебным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основании выданных лицензий медицинской деятельности по всем видам заболеваний, его учредителем является Министерство здравоохранения РБ, в его структуру входят два стационара, поликлиника и аптека. В связи с указанным просит включить спорные периоды в специальный стаж для назначения страховой пенсии досрочно, обязать ответчика назначить пенсию с 25 января 2019 года.

В судебном заседании истец Башинова С.С. и её представитель по доверенности Шигаева А.А. на требованиях настаивали поясняя, что истец работала в Кижингинской ЦРБ с мая 2013 года по март 2015 года, однако уточняющая справка работодателем пенсионному органу была выдана некорректно, потому ответчик включил в специальный стаж работы истца лишь период с января 2014 года по март 2015 года. Однако, с момента принятия истца на работу и до расторжения трудового договора она работала наряду с занимаемой должностью заместителя главного врача еще и врачом-неврологом, что следует из представленных суду приказов. В связи с указанным стаж работы в районной больнице подлежал включению в полном размере в специальный стаж. Период работы истца в «Центре восточной медицины» также должен быть включен в специальный стаж, т.к. истец постоянно работает в указанном Центре в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом Центр является государственным учреждением здравоохранения, учредителем которого является ..., Центр оказывает медицинские услуги, имея на то соответствующее лицензирование, в своем составе Центр имеет стационар и поликлинику и необходимый штат медицинских работников. Просили требования удовлетворить за исключением периодов когда истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

Представитель ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ по доверенностям Дамбиева Е.Б. возражала против удовлетворения требований истца, поясняя, что ответчик исходил из представленной работодателем – Кижингинской ЦРБ, справки о том, что в должности врача-невролога истец работала по внутреннему совмещению с января 2014 по март 2015 года. Иных доказательств работы истца в должности врача, суду представлено не было. В части требований истца о включении в специальный стаж работы в Центре восточной медицины просила отказать указывая, что представленные доказательства не свидетельствуют о том, что Центр является тем учреждением здравоохранения который возможно было бы отнести к Спискам, утвержденным постановлением № 781.

Представитель третьего лица ГАУЗ «Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр» «Центр восточной медицины» по доверенности Анчинова Л.Б. с требованиями истца соглашалась поясняя, что Центр восточной медицины является государственным учреждением здравоохранения, входит в систему учреждений здравоохранения республики, оказывает медицинскую помощь широкому кругу населения, имеет в своем составе два стационара и поликлинику. Все направления медицинской деятельности центра лицензированы, специалисты центра имеют медицинское образование и оказывают квалифицированную медицинскую помощь. Центр как учреждение здравоохранения неоднократно обращался к пенсионному фонду по вопросу проставления кодов льгот работникам Центра, однако до настоящего времени этот вопрос не урегулирован.

Выслушав стороны, исследовав представленные в дело материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» - право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 названного Федерального закона - Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Судом установлено, что 25 января 2019 года Башинова С.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии в связи с имеющимся у неё 30-летним специальным стажем работы по лечебной деятельности

Решением ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ от 25.03.2019 года в назначении пенсии истца отказано, при этом ответчик указал что на дату обращения Башиновой за назначением пенсии, продолжительность периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 26 лет 01 месяц 21 день при требуемой продолжительности не менее 30 лет. При этом пенсионный орган перечислил периоды которые не включены в специальный стаж работы и указал причинны по которым они не включаются в страховой стаж.

Так, ответчиком указан период с 26.03.2013 года по 13.01.2014 года в должности заместителя главного врача по лечебной части Кижингинский центральной районной больницы. Основанием для отказа во включении периода работы в специальный стаж указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи-руководители учреждений осуществляющие врачебную деятельность. Представленной справкой № 34 от 24.12.2018 года подтверждена занятость работы истца без осуществления врачебной деятельности.

Пунктом 2 ст. 30 названного ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с абзацем 1 раздела "наименование должностей" Списка N 781 право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты всех наименований, в том числе, врачи-руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, действовавшим до 01 декабря 2008 года, названной Номенклатуры врачам-руководителям разрешено вести в учреждениях, в штате которого они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности, независимо от ее характера и объема с отражением этой работы в соответствующих документах (п. 5.3).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н утвержден единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором предусмотрено, что врач специалист выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи, выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи, осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке, планирует и анализирует результаты своей работы.

Таким образом, исходя из принципов пенсионного обеспечения, того факта, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда, работа врача-руководителя учреждения подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии только при условии выполнения им помимо выполнения функциональных обязанностей руководителя учреждения здравоохранения (заместителя руководителя), непосредственной работы врача-специалиста по основной клинической специальности.

Как следует из трудовой книжки истца Башиновой С.С. с 20.03.2013 года она была принята на должность заместителя главного врача по лечебной части, врача-невролога Кижингинской ЦРБ. 10.03.2015 года уволена по собственному желанию

Суду представлен приказ о приеме на работу Башиновой С.С., где указано, что она принята на должность заместителя главного врача и приказ № 4 п.1 от 26.03.203 года согласно которого она выполняет работы по должности на 0,5 ставки врача невролога. Также суду представлены медицинские карты стационарных больниц Кижингинской ЦРБ, выписные эпикризы больных в спорный период, из которых следует, что лечащим врачом пациентов больницы является врач Башинова С.С.. Представлено штатное расписание Кижингинской ЦРБ за 2013 год где поименованы должности заместителя главного врача по лечебной работе и врач-невролог.

С учетом установленных судом обстоятельств, учитывая что ответчиком период работы истца в той же должности в том же лечебном учреждении с 14.01.2014 года по 10.03.2015 года включен в специальный стаж, суд считает, что спорный период работы истца также подлежит включению в специальный стаж работы для досрочного назначения пенсии.

Далее из трудовой книжки истца и иных представленных в дело документов следует, что с 10 августа 2015 года по настоящее время истец работает в должности врача-невролога ГАУЗ Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр» «Центр восточной медицины».

Отказывая во включении периода работы истца в указанном учреждении, ответчик указал, что Списком, утвержденным постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года такого наименования учреждения – лечебно-реабилитационный центр «Центр восточной медицины» не предусмотрено.

В пункте 8 Списка утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 поименованы Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименования). Однако данные Центры должны быть медицинскими учреждениями

Понятия о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения приведены в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней, активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют:

федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627, а после октября 2013 года Приказом Минздрава России от 06.08.2013 года № 529н утверждена номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в которые включены в том числе и Центры, среди прочих указаны Центры восстановительной медицины и реабилитации; клинико-диагностические; реабилитации; консультативно-диагностические; мануальной терапии; диагностические и т.д.

Согласно Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 года № 319 - Министерство здравоохранения Республики Бурятия, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции и т.д.

В п.5.2 Положения указано, что основными задачами Министерства являются в том числе организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий.

Для решения возложенных задач Министерство обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в ... и обеспечения ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики (п.6.10 Положения). Осуществляет мероприятия по созданию, реорганизации, ликвидации подведомственных организаций (п.6.33).

Действуя в пределах полномочий, Министерством здравоохранения РБ издан приказ № 190 от 28.12.1992 года о создании объединения «Центр восточной медицины», которому определялись следующие виды деятельности – оказание медицинских услуг с применением методов восточной медицинской системы, народной медицины.

Как следует из представленных в дело Положения о Центре восточной медицины от 17.11.1993 года и последующих Уставов учреждения за весь спорный период – учредителем указанного Государственного учреждения здравоохранения является ..., полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения РБ.

Предмет, цели и задачи учреждения изложены в Уставах следующие - оказание медицинских услуг населению с применением методов восточной медицинской системы, оказание стационарной, лечебной, консультативной, профилактической медицинской помощи, круглогодичное санаторно-курортное лечение и оздоровление населения. Также из Уставов следует, что учреждение является лечебно-профилактическим, входит в систему лечебно-профилактических учреждений Республики Бурятия и находится в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Бурятия.

Далее суду представлены лицензии на осуществление медицинской деятельности выданные учреждению и протокол к лицензии от 14.05.1999 года. согласно указанных докментов ГУЗ «Центр восточной медицины» разрешаются следующие виды деятельности: диагностика (лабораторная, общеклиническая, функциональная), амбулаторно-поликлиническая, стационарная медицинская помощь взрослому населению и детскому, традиционная медицина и т.д..

Согласно штатных расписаний учреждения за спорный период – в составе учреждения имеется как стационар (в ... и в ...) с указанием на отделения (неврологическое, терапии, приемно-диагностическое, терапевтической косметологии, физиотерапевтическое), так и поликлиника и дневной стационар.

В штатных расписаниях также приведены сведения о работающем персонале – врачебном, среднем и младшем медицинском, общебольничном, и немедицинском персонале. Всего в настоящее время штатных единиц персонала 255.

Таким образом, учитывая изложенные нормы права, положения об учреждении в котором работает истец, представленные суду штатные расписания, копии лицензий, должностные инструкции истца по его должности врача-специалиста, суд считает возможным прийти к выводу, что ГАУЗ Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр» «Центр восточной медицины», ранее ГУЗ «Центр восточной медицины» и ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения «Центр восточной медицины» являются медицинским учреждением, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который возможно отнести к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, поименованными в пункте 8 Списка, утвержденного постановлением правительства РФ № 781, поскольку осуществление медицинской деятельности является основной функцией Центра.

Данное обстоятельство влечет возможность включения периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии.

Подлежат удовлетворению требования истца в части обязании ответчика назначить ей пенсию с момента первоначального обращения за назначением пенсии.

Согласно ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу п. 1.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения №7 следует, что в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Однако, в ч.2 ст. 10 названного ФЗ № 350-ФЗ указано, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, которые приобрели соответствующий стаж до 01.01.2019 года, пенсия должна быть назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, т.е. с момента обращения за назначением пенсии.

В данном случае специальный стаж работы истца в необходимом количестве 30 лет, был выработан до 0.01.2019 года, следовательно пенсия должна быть назначена с момента обращения - 25.01.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Башиновой Светланы Сергеевны удовлетворить.

Обязать ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Башиновой Светланы Сергеевны

с 26.03.2013 по07.07.2013 года и с 13.07.2013 по 13.01.2014 года в должности заместителя главного врача по лечебной части Кижингинский центральной районной больницы,

с 20.08.2015 по 31.05.2016 года, с 07.06.2016 по 31.08.2016 года, с 12.09.2016 по 04.10.2016 года, и с 07.10.2016 по 31.12.2018 года в должности врача-невролога Республиканского клинического лечебно-реабилитационного центра «Центр восточной медицины»

Обязать ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» назначить Башиновой Светлане Сергеевне досрочно страховую пенсию по старости с 25 января 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ....

Судья: И.Ю.Богданова

2-3994/2019 ~ М-3565/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башинова Светлана Сергеевна
Ответчики
Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ
Другие
ГАУЗ РКЛРЦ "ЦЕНТР ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ"
Шигаева Августина Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богданова Ирина Юрьевна
20.09.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2019[И] Передача материалов судье
23.09.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
10.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019[И] Судебное заседание
29.10.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020[И] Дело оформлено
05.03.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее