Судья Смирнов С.А. дело № 33-15/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 15 января 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2014 года, которым постановлено признать Шакину А. М. нуждающейся в жилых помещениях в целях обеспечения ее жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шакина А.М. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в квартире своей дочери Мухаметгалеевой Г.В., принадлежащей последней на праве собственности, расположенной по адресу: ..., общей площадью <...>. В этом же жилом помещении зарегистрированы, помимо истца и ее дочери Мухаметгалеевой Г.В., зять Мухаметгалеев А.К. и внучка Мухаметгалеева Д.А. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № ... от 00.00.00 истцу отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьями 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что до вселения в указанное жилое помещение 00.00.00 зятя Мухаметгалеева А.К. она не являлась нуждающейся в жилых помещениях. Считает данное постановление незаконным, поскольку жилых помещений на праве собственности не имеет, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Настаивает на правомерности отказа в признании Шакиной А.М. нуждающейся в жилом помещении ввиду совершения намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Береснева Д.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Кожинова В.Н., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» постановлено установить учетную норму площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в размере 14,5 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Из дела видно, что Шакина А.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г..., общей площадью <...>. В указанном жилом помещении, помимо истца, зарегистрированы и проживают ее дочь Мухаметгалеева Г.В. (собственник жилого помещения), зять Мухаметгалеев А.К. и внучка Мухаметгалеева Д.А. Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее указанной учетной нормы. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Шакиной А.М.
С доводами жалобы о совершении истцом намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, судебная коллегия согласиться не может.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Из дела видно, что намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, сама Шакина А.М. не совершала, а постановка на регистрационный учет по месту жительства супруга собственника жилого помещения Мухаметгалеевой Г.В. - Мухаметгалеева А.К. в данном случае не может расцениваться как намеренное действие по ухудшению жилищных условий. Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что фактически Мухаметгалеев А.К. длительное время проживает именно в жилом помещении, расположенном по адресу: г....
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Юрова