Решение по делу № 7п-29/2016 от 01.04.2016

Судья Шахова К.Г.    Дело № 7п-29

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 13 апреля 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе полицейского ОППСП МО МВД России «Козьмодемьянский» мл. сержанта полиции Сорокина Ю.В. на постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Стапеева С. В., <...>,

установил:

в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл поступил протокол об административном правонарушении <№> от 17 марта 2016 года, составленный полицейским ОППСП МО МВД России «Козьмодемьянский» мл. сержантом полиции Сорокиным Ю.В. в отношении Стапеева С.В. по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 марта 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Стапеева С.В. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Полицейский ОППСП МО МВД России «Козьмодемьянский» мл. сержант полиции Сорокин Ю.В. подал жалобу на вышеуказанное постановление в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление отменить, полагая необоснованным вывод судьи об отсутствии в действиях Стапеева С.В. состава административного правонарушения.

Полицейский ОППСП МО МВД России «Козьмодемьянский» мл. сержант полиции Сорокин Ю.В., Стапеев С.В. в суд не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем и на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 17 марта 2016 года около <...> часов <...> минут возле дома <адрес> Стапеев С.В. находился в общественном месте с признаками алкогольного опьянения, имел неопрятный внешний вид, оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность, таким образом в его действиях имелись признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ. В соответствии со ст. 27.12.1 КоАП РФ, постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 37 «Об утверждении правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» 17 марта 2016 года в <...> часов <...> минут в приемном покое КЦРБ <...>, сотрудник полиции потребовал от Стапеева С.В. пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, на что тот ответил отказом, таким образом не выполнил законного требования сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Прекращая производство по настоящему делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях Стапеева С.В. состава административного правонарушения, судья Горномарийского районного суда сослался на то, что обязанность проходить медицинское освидетельствование может быть возложена на гражданина лишь в случаях, предусмотренных законодательством. При этом в законодательстве не содержится норм, возлагающих на граждан, не являющихся водителями, обязанность проходить по требованию сотрудника полиции медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

В решении указано, что норма, закрепленная в ст. 27.12.1 КоАП РФ, возлагает на должностное лицо обязанность направить лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, на медицинское освидетельствование в установленном порядке. Между тем, указанное правило не может быть истолковано как возлагающее безусловную обязанность на гражданина по требованию сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения под угрозой административной ответственности. Таким образом отказ Стапеева С.В. от выполнения предъявленного ему сотрудником полиции требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения связан с подозрением в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Кроме того Стапеев С.В. был привлечен к административной ответственности за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения при отсутствии акта медицинского освидетельствования. Следовательно, отказ от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не воспрепятствовал сбору доказательств по делу и привлечению Стапеева С.В. к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП ПФ.

Полагаю данные выводы судьи Горномарийского районного суда неправильными в связи с допущенным существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в силу чего и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление судьи от 23 марта 2016 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как видно из постановления, судья пришел к выводу об отсутствии противоправности в действиях Стапеева С.В.

Между тем данный вывод в нарушение процессуальных требований ст. 24.1 КоАП РФ основан на неправильном истолковании закона, подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» установлено, что сотрудники полиции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, наделены правом направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данное право процессуально закреплено в соответствующих положениях КоАП РФ (п. 6 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.12.1), как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в форме медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В силу положений ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 ст. 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Таким образом, ст. 27.12.1 КоАП РФ не содержит исключения по её применению к лицам, в отношении которых имеются основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Поскольку законом установлено право сотрудников полиции направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, то лицо, в отношении которого принято такое решение, обязано исполнить законное требование сотрудника полиции.

Вывод судьи Горномарийского районного суда о том, что отказ от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не воспрепятствовал сбору доказательств по делу и привлечению Стапеева С.В. к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП ПФ, не свидетельствуют о незаконности требований сотрудника полиции. Основанием для предъявления такого требования в соответствии с законом является необходимость установления наличия состояния опьянения как одного из обстоятельств, образующих состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.

При этом определение объема доказательств, мер обеспечения, необходимых для доказывания вины конкретного лица в совершении административного правонарушения исходя из процессуальных норм КоАП РФ относится к компетенции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 марта 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Стапеева С.В. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья     В.В. Братухин

7п-29/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Другие
Стапеев С.В.
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Братухин Виталий Васильевич
Статьи

19.3

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
04.04.2016Материалы переданы в производство судье
13.04.2016Судебное заседание
13.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее