Дело № 2а-3734/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 г. г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синёвой И.З.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Джумамхамбетовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-3734/2018 по административному иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Правительству Астраханской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и представить проекты расчетных санитарно- защитных зон на 13 бесхозных скотомогильников, расположенных в Наримановском, Енотаевском, Красноярском, Володарском районах Астраханской области,
установил:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Астраханским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об обращении с биологическими отходами на территории Астраханской области, в ходе которой установлено, что у 13 безхозных скотомогильников отсутствуют проекты расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится
организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В этой связи, вопросы обустройства скотомогильника (биотермические ямы) в целях предупреждения, ликвидации болезней, общих для человека и животных, законом возлагаются на субъект Российской Федерации.
Согласно статьям 5,6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Сибиреязвенные скотомогильники, расположенные в границах муниципальных образований Астраханской области в муниципальной собственности либо на балансе местных администраций не находятся.
С учетом уточнений Астраханский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры просил признать незаконным бездействие административного ответчика- Правительство Астраханской области в части непринятия мер к разработке и представлению в Управление Роспророднадзора по Астраханской области проектов расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон на 13 бесхозных скотомогильников, расположенных по адресам: 1) Астраханская область, Наримановский район, пос. Прикаспийский, уч. Тулата; 2) Астраханская область, Наримановский район, п. Волжский, КПЗК «Приволжский»; 3) Астраханская область, Наримановский район, с. Петровка, ул. Заречная, частный сектор; 4) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 5) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Борхудук; 6) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, уч. Кустовская грива; 7) Астраханская область, Енотаевский район, с. Грачи, колхоз «Родина», МТФ № 2; 8) Астраханская область, Енотаевский район, в 30 км. Западнее с. Грачи, уч. Новый колодец; 9) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, ул. Степная 5; 10) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 11) Астраханская область, Красноярский район, 8 км севернее с. Сеитовка; 12) Астраханская область, Красноярский район, 3 км севернее с. Забузан; 13) Астраханская область, Володарский район, с. Разбугорье (Диановка) уч. Морозов бугор. Обязать ответчика- Правительство Астраханской области в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и представить в Управление Роспророднадзора по Астраханской области проектов расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон на указанных выше 13 бесхозных скотомогильников.
В судебном заседании представитель административного истца Айриян М.К. исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Представитель административного ответчика Бакаев Т.А., исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель Управления Роспророднадзора по Астраханской области Амирова Н.А. требования прокурора поддержала.
Представитель службы ветеринарии Астраханской области Братчикова Н.В. просила иск прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель ГКУ АО «Областной методический центр» Геворгян А.А. в удовлетворения иска просила отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьями 11, 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 2.8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 56, места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля") считаются почвенными очагами.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об обращении с биологическими отходами на территории Астраханской области, в ходе которой установлено, что у 13 безхозных скотомогильников отсутствуют проекты расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон.
В соответствии с пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва"; - принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; - обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно статье 26 Устава Астраханской области, статье 1 Закона Астраханской области "О Правительстве Астраханской области" Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Правительство осуществляет исполнительную власть Астраханской области, обладает правами юридического лица. Согласно статье 2 вышеуказанного Закона Правительство действует на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, указов Губернатора.
В силу статьи 2 Закона Астраханской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области" Правительство Астраханской области осуществляет обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что обязанность за принятие мер к разработке проектов расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон возложена именно на Правительство Астраханской области.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится
организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Исходя из положений статьей 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 и подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников скотомогильника (биотермической ямы) и принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Закон N 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м (пункт 7.1.12).
Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Системный анализ приведенных норм в их взаимной связи позволяет сделать вывод, что указание в пункте 5.4 названных Ветеринарно-санитарных правил размера санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) носит ориентировочный характер.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее также - Правил).
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 СанПиН действуют в части, не противоречащей Правилам.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны, указанных выше 13 безхозных скотомогильников, расположенных на территории Астраханской области, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
Законом Астраханской области от 05.06.2009 N 42/2009-03 (ред. от 28.11.2016) «О Правительстве Астраханской области» предусмотрено, что Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.
Статьей 27 Устава Астраханской области, принятого Законом Астраханской области, установлено, что Правительство Астраханской области обеспечивает организацию и осуществление на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Астраханской области, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, обеспечивает организацию и осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Согласно Закону Астраханской области от 20.09.2006 N 60/2006-03 «О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» Правительство Астраханской области обеспечивает подготовку и содержания в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; обеспечивает финансирования мероприятий в области защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций; содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона Правительством Астраханской области не принимаются меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, не реализуются в указанной сфере полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Выявленное в деятельности ответчика бездействие нарушает предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантированную защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Правительству Астраханской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и представить проекты расчетных санитарно- защитных зон на 13 бесхозных скотомогильников, расположенных в Наримановском, Енотаевском, Красноярском, Володарском районах Астраханской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие административного ответчика - Правительства Астраханской области, выраженное в части непринятии мер по разработке и представлению в Управление Роспророднадзора по Астраханской области проектов расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон на 13 бесхозных скотомогильников, расположенных по адресам: 1) Астраханская область, Наримановский район, пос. Прикаспийский, уч. Тулата; 2) Астраханская область, Наримановский район, п. Волжский, КПЗК «Приволжский»; 3) Астраханская область, Наримановский район, с. Петровка, ул. Заречная, частный сектор; 4) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 5) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Борхудук; 6) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, уч. Кустовская грива; 7) Астраханская область, Енотаевский район, с. Грачи, колхоз «Родина», МТФ № 2; 8) Астраханская область, Енотаевский район, в 30 км. Западнее с. Грачи, уч. Новый колодец; 9) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, ул. Степная 5; 10) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 11) Астраханская область, Красноярский район, 8 км севернее с. Сеитовка; 12) Астраханская область, Красноярский район, 3 км севернее с. Забузан; 13) Астраханская область, Володарский район, с. Разбугорье (Диановка) уч. Морозов бугор.
Обязать Правительство Астраханской области в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Управление Роспророднадзора по Астраханской области проектов расчетных (предварительных) санитарно- защитных зон на 13 бесхозных скотомогильников, расположенных по адресам: 1) Астраханская область, Наримановский район, пос. Прикаспийский, уч. Тулата; 2) Астраханская область, Наримановский район, п. Волжский, КПЗК «Приволжский»; 3) Астраханская область, Наримановский район, с. Петровка, ул. Заречная, частный сектор; 4) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 5) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Борхудук; 6) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, уч. Кустовская грива; 7) Астраханская область, Енотаевский район, с. Грачи, колхоз «Родина», МТФ № 2; 8) Астраханская область, Енотаевский район, в 30 км. Западнее с. Грачи, уч. Новый колодец; 9) Астраханская область, Енотаевский район, с. Михайловка, ул. Степная 5; 10) Астраханская область, Енотаевский район, с. Федоровка, уч. Ходжурта; 11) Астраханская область, Красноярский район, 8 км севернее с. Сеитовка; 12) Астраханская область, Красноярский район, 3 км севернее с. Забузан; 13) Астраханская область, Володарский район, с. Разбугорье (Диановка) уч. Морозов бугор.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2018 года.
Судья И.З. Синёва