дело № 2-496/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2015 года г. Орел
Железнодорожный районный суд в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.,
при секретаре Мунасыповой Л.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булгакова В.А. к Закрытому акционерному обществу «Теплотехсервис» о защите прав потребителей,УСТАНОВИЛ:
Булгакова В.А. обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Теплотехсервис» (ЗАО «Теплотехсервис») о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указал, что в квитанциях по оплате коммунальных услуг в прошлом и текущем годах внесены дополнительные услуги: «услуги банка, почты, захоронение ТБО». Полагает, что ответчик самовольно, без согласия собственников многоквартирного дома, включил для оплаты указанные дополнительные услуги. Перечень коммунальных услуг регламентирован ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, и включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение. При внесении дополнительных услуг ЗАО «Теплотехсервис» должно было уведомить собственников о проведении общего собрания и получить их согласие. Такого собрания не проводилось, что является незаконным бездействием ответчика. Просит обязать ЗАО «Теплотехсервис» исключить из квитанции и прекратить начисление оплаты за услуги банка, почты, захоронение ТБО со дня подачи искового заявления.
В судебном заседании Булгакова В.А. требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил об их удовлетворении.
Представитель ЗАО «Теплотехсервис», действующая на основании доверенности ФИО4, возражая относительно заявленных требований, пояснила, что согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в частности п. 11 названных Правил, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Утилизация твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. В соответствии с письмом Минрегиона РФ № 25080-СК/14 организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу ТБО, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению ТБО. Кроме того, плата за захоронение ТБО установлена постановлением администрации <адрес> об оплате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ., которая составляет 0,18 руб. с 1 кв.м. в месяц. Согласно указанному постановлению, плата не взимается в случае оплаты собственниками помещений услуги по захоронению ТБО согласно норме накопления ТБО и числу зарегистрированных граждан. Между ЗАО «Теплотехсервис» и ЗАО «ОПЭК» заключен договор на оказание услуг по размещению отходов от 31.01.2014г., который предусматривает захоронение отходов согласно норме накопления. Нормы накопления 2,0 куб.м. в год с 1 человека, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. плата составляет 3,63 в расчете на 1 проживающего в многоквартирном доме. При этом в состав тарифа за водоснабжение и водоотведение расходы на оплату банков и иных организаций по приему платежей не включаются. Во исполнение названных при расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение для МПП ВКХ «Орелводоканал» исключило указанные расходы из расчетов тарифов. Тарифы на водоснабжение и водоотведение были снижены на 1,9%. Произведенное снижение тарифов позволило в целом компенсировать дополнительные затраты потребителей, которые в соответствии с федеральным законодательством в настоящее время обязаны нести банковские расходы по перечислению платежей за эти коммунальные услуги. Управляющая компания ЗАО «Теплотехсервис» заключила договор с банком на прием жилищно-коммунальных услуг, по которому комиссионное вознаграждение в размере 1% оплачивает самостоятельно и в соответствии с которым, плата за банковские услуги с жильцов банками не взимается. Просит суд в иске отказать.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО5, ФИО6
В судебном заседании представитель ФИО5, ФИО6, действующий на основании доверенности Булгакова В.А., полагал, что требования Булгакова В.А. подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу ст. 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ)
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 155, твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Их утилизация и переработка возложены в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на органы местного самоуправления муниципального района. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. №155.
В соответствии с письмом Минрегиона РФ № 25080-СК/14 организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу ТБО, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению ТБО.
Плата за захоронение ТБО установлена Постановлением администрации <адрес> об оплате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ г., которая составляет 0,18 руб. с 1 кв.м. в месяц. Плата не взимается в случае оплаты собственниками помещений услуги по захоронению ТБО согласно норме накопления ТБО и числу зарегистрированных граждан.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой <адрес> расположенный по <адрес> в <адрес>, в <адрес> которого проживает истец, находится в управлении ЗАО «Теплотехсервис».
Согласно счет-квитанции ЗАО «Теплотехсервис» ежемесячно производится начисление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, в том числе за сбор и вывоз ТБО, захоронение ТБО, услуги банка, почты.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ОПЭК» и ЗАО «Теплотехсервис» заключен договор № на оказание услуг по размещению отходов, который предусматривает захоронение отходов согласно норме накопления.
Нормы накопления 2,0 куб.м. в год с 1 человека, т.е. с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. плата составляет 3,63 руб. в расчете на 1 проживающего в многоквартирном доме.
Истец Булгакова В.А. зарегистрирован и проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, следовательно, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые он не имеет права утилизировать самостоятельно.
Поскольку истцом не приведено убедительных доводов и не предоставлено доказательств незаконности действий ответчика по оказанию платных услуг по вывозу ТБО, либо осуществлению такой деятельности с нарушением Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. № 155, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части обязания ответчика исключить из квитанции и прекратить начисление оплаты за сбор и вывоз, а также захоронение ТБО.
Требование истца об исключении из квитанции и прекращении начисления оплаты за услуги банка, почты также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно положениям части 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с пп. "е", "ж" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств, от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Акционерным коммерческим банком «Московский Индустриальный банк» (ОАО) и ЗАО «Теплотехсервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о приеме наличных денежных средств.
По условиям указанного договора, банк обязуется производить прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги от физических лиц (плательщиков) в валюте Российской Федерации в пользу Клиента и перечислять принятые платежи на расчетный счет Клиента (п. 1.1). Клиент оплачивает услуги Банка в соответствии с главой 5 настоящего договора (п. 1.2).
Согласно п. 5.2 поименованного договора, за совершение операций по приему платежей от физических лиц и переводу денежных средств по их поручению Клиент уплачивает банку комиссионное вознаграждение в размере 1,0% от общей суммы принятых в пользу Клиента платежей.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заключенный между Акционерным коммерческим банком «Московский Индустриальный банк» (ОАО) и ЗАО «Теплотехсервис» ДД.ММ.ГГГГ договор № о приеме наличных денежных средств не противоречит положениям действующего законодательства, в связи с чем, действия по взиманию платы за услуги банка являются правомерными и не противоречат нормам закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Булгакова В.А. в удовлетворении иска к Закрытому акционерному обществу «Теплотехсервис» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 27 апреля 2015 года.
Судья Авраменко О.В.