№ 2а-2504/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи А.Н. Плеханова,
при секретаре Н.И. Ефремовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) УР к Романову М.Ю. о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов,
установил:
В суд обратился административный истец Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее также – УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске, Управление) с административным иском к Романову М.Ю. о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. В обоснование заявленных требований указано, что Романов М.Ю. является плательщиком страховых взносов. Романовым М.Ю. обязанность по оплате страховых взносов за период до 2010 года, и 2010, 2011, 2012, 2013 годы исполнена несвоевременно, в связи с чем на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика направлены требования, данные требования ответчиком не исполнены. Просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в размере <данные изъяты>, в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии <данные изъяты>, на финансирование накопительной части трудовой пенсии <данные изъяты>, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты>, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты>
В судебное заседание представитель административного истца, ответчик уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело в порядке ст.150 КАС РФ рассмотрено в их отсутствие.
От административного ответчика возражений по существу заявленных требований не поступило. Таким образом, суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным административным истцом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке главы 32 КАС РФ – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - ФЗ N 212-ФЗ), статьи 28 Федерального закона от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту – ФЗ N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии со статьей 16 ФЗ N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).
Как следует из материалов дела, ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до <дата>, в связи с чем был обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 22 ФЗ N 212 при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Кроме того, в силу статьи 16 ФЗ N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, в связи с чем Романов М.Ю. не мог не знать о наличии у него недоимки по страховым взносам и просрочки в их уплате.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате страховых взносов Романову М.Ю. направлено требование от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на недоимку в ФФОМС в размере <данные изъяты>, на недоимку в ТФОМС в размере <данные изъяты> Срок исполнения требования указан до <дата>. Указанные пени были начислены на недоимку образовавшуюся за период до 2010 года за период с <дата> по <дата>.
Кроме того, в связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате страховых взносов Романову М.Ю. направлено требование от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на недоимку в ФФОМС в размере <данные изъяты>, на недоимку в ТФОМС в размере <данные изъяты> Срок исполнения требования указан до <дата>. Указанные пени были начислены на недоимку образовавшуюся за 2010,2011, 2012, 2013 годы за период с <дата> по <дата>.
Процедура направления требований административным истцом соблюдена. В подтверждение направления требований представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения. Требование от <дата> почтовый идентификатор <данные изъяты>), требование от <дата> (почтовый идентификатор <данные изъяты>) направлены Романову М.Ю. по адресу: <адрес>.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Согласно сведениям с интернет- сайта "Почта России" почтовое отправление с почтовым идентификатором <номер> было направлено Романову М.Ю. <дата> и вручено административному ответчику <дата>, почтовое отправление с почтовым идентификатором <данные изъяты> было направлено Романову М.Ю. <дата> и вручено административному ответчику <дата>.
В установленный срок требования от <дата>, от <дата> исполнены не были, что явилось основанием для обращения пенсионного органа в суд с данным иском.
В соответствии со статьей 25 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из анализа положений статьи 25 ФЗ N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от <дата> N 20-П, <дата> N 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" <дата> N 229-ФЗ к числу исполнительных документов относятся: судебные приказы и акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника - гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.
Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи; оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (части 3, 6.1 статьи 21 ФЗ N 229).
В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
При этом в силу части 2 статьи 23 указанного Федерального закона пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.
Так из материалов дела следует, что на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от <дата> N 01903590017448 с Романова М.Ю. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, а также соответствующие пени.
На основании данного постановления <дата> в отношении Романова М.Ю. было возбуждено исполнительное производство о взыскании с последнего в пользу пенсионного фонда страховых взносов, включая пени, на общую сумму <данные изъяты>, которое <дата> было окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случае, когда предусмотрен розыск.
Согласно постановлению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от <дата> N 01903590019934 с Романова М.Ю. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, а также соответствующие пени.
На основании данного постановления <дата> в отношении Романова М.Ю. было возбуждено исполнительное производство о взыскании с последнего в пользу пенсионного фонда страховых взносов, включая пени, на общую сумму <данные изъяты>, которое <дата> было окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случае, когда предусмотрен розыск.
Согласно постановлению о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от <дата> N 01903590011259 с Романова М.Ю. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, а также соответствующие пени.
На основании данного постановления <дата> в отношении Романова М.Ю. было возбуждено исполнительное производство о взыскании с последнего в пользу пенсионного фонда страховых взносов, включая пени, на общую сумму <данные изъяты>, которое <дата> было окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случае, когда предусмотрен розыск.
Учитывая, что исполнительное производство, возбужденное на основании постановлений Управления от <дата>, <дата>, <дата> были окончены, сроки предъявления их ко взысканию истекли. Сведений о повторном предъявлении этих постановлений к взысканию материалы дела не содержат. Представителем УПФ не оспаривалось то обстоятельство, что постановления об окончании исполнительного производства о взыскании задолженности по страховым взносам по постановлениям от <дата>, <дата>, <дата> ими обжалованы не были. Доказательств наличия каких-либо уважительных причин для восстановления срока предъявления исполнительных документов к исполнению не усматривается. Иных доказательств возможности взыскания недоимки по страховым взносам по указанному постановлению, административным истцом суду не представлено.
Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате Управлением права на принудительное взыскание с ответчика страховых взносов по постановлению от <дата> <номер>, по постановлению от <дата> <номер>, по постановлению от <дата> <номер>, а соответственно и об утрате права на взыскание пени по таким страховым платежам.
Разрешая требования о взыскании пени на задолженность за 2013 год, а также пени, указанные в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от <дата> <номер>, суд так же приходит к выводу об отказе в удовлетворении в данной части.
Пени, начисленные в связи с нарушением сроков исполнения обязанности по уплате страховых взносов за период до 2010 год и 2013 год не подлежат взысканию в связи с непредставлением административным истцом доказательств неисполнения обязательств по уплате страховых взносов за до 2010 год и 2013 год или исполнения с нарушением сроков и доказательств направления административному ответчику требований об уплате недоимки за указанные периоды.
Утрата возможности взыскания основной задолженности по страховым взносам свидетельствует и об отсутствии оснований у Управления для начисления пеней на указанную задолженность, возникшую за период до 2010 года, 2010, 2011, 2012, 2013 годы на общую сумму <данные изъяты>, в том числе на недоимку по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии <данные изъяты>, на недоимку по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии <данные изъяты>, в ФФОМС – <данные изъяты>, в ТФОМС – <данные изъяты>,
в связи со следующим:
- пени, являясь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате страховых взносов, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее;
- начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате страховых взносов;
- исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 8241/07).
Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней на начисленных на задолженность по недоимке по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии и по недоимке по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за период до 2010 года, 2010, 2011, 2012, 2013 годы.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░. ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 2010 ░░░░, 2010, 2011, 2012, 2013 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░