Решение по делу № 2а-3306/2018 ~ М-3518/2018 от 27.09.2018

Мотивированное решение составлено 30.10.2018 г.

№ 2а-3306/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2018 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой Д.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Перевесинской Олеси Викторовны в интересах несовершеннолетней Перевесинской Ангелины Васильевны к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании действий незаконными и возложении обязанности обеспечить ребенка местом в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности,

УСТАНОВИЛ:

Перевесинская О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетней дочери Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в котором просит: признать незаконными действия ответчика выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении и обязать административного ответчика обеспечить ее ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование иска указала, что, несмотря на неоднократные обращения, ей было отказано в предоставлении путевки в детское дошкольное учреждение. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Законом «Об образовании» гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления, на территории муниципального образования ... она возложена на Комитет по образованию Администрации ....

В судебном заседании административный истец Перевесинская О.В. на требованиях настаивала, представила письменные пояснения по иску, просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 227 КАС РФ).

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец Перевесинская О.В. является матерью Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в ... и состоят в общей очереди для зачисления в детский сад с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку ребенок достиг возраста 1 год 6 месяцев, истец обратилась в Комитет по образованию Администрации ... с заявлением о предоставлении путевки в детский сад ее ребенку.

На обращение истца Комитетом по образованию Администрации ... письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что комплектование детей возраста 1-2 года будет проводиться в мае 2019 г.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР 15. 09.1990 г. во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьёй 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о гарантиях права на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 названного Федерального Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 названного Федерального Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ...-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ... (далее - Порядок).

Пунктом 7 Порядка установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Согласно пункту 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона ... «Об образовании в Российской Федерации».

К полномочиям Комитета по образованию Администрации ... относится обеспечение оформления и учета путевок для зачисления детей в подведомственное учреждение ..., реализующее программу дошкольного образования (согласно п. 3.22.3 Положения о Комитете, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления ...). Оформление Комитетом по образованию Администрации ... путевки для зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение фактически свидетельствует о предоставлении ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Между тем, доказательств отсутствия свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях ... суду не представлено.

Таким образом, поскольку административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (обращение административного истца к административному ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из детских образовательных учреждений на территории ...), административный ответчик обязан был обеспечить ребёнка истца местом в муниципальном детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования по месту жительства ребенка.

Судом установлено, что место в дошкольном образовательном учреждении Л. до настоящего времени предоставлено не было.

Следовательно, предусмотренные законодателем обязанности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования по предоставлению ребенку истца места в государственном или муниципальном образовательном учреждении, административным ответчиком исполнены не были. Непредоставление ребёнку административного истца такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

На основании изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования Перевесинской О.В. о признании бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, незаконным.

Поскольку, административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (обращение административного истца к административному ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из детских образовательных учреждений на территории ...), суд полагает, что надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение на административного ответчика обязанности предоставить ребенку истца путевку для предоставления места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории ... с учетом территориальной доступности.

Вместе с тем, суд полагает, что оснований для немедленного исполнения решения суда в настоящее время не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Между тем, доказательства того, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам суду не представлено, учитывая, что права на первоочередное или внеочередное получение места в детском общеобразовательном учреждении, ребенок административного истца не имеет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Перевесинской Олеси Викторовны в интересах несовершеннолетней Л. к МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МКУ «Комитет по образованию Администрации ...», выразившееся в необеспечении Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» предоставить Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории ... с учетом территориальной доступности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: Е.А. Богомазова

2а-3306/2018 ~ М-3518/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перевесинская Олеся Викторовна
Ответчики
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богомазова Елена Андреевна
27.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
09.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Судебное заседание
30.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019[Адм.] Дело оформлено
22.02.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее