Дело № 2-1982/2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2015 г. г.Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,
при секретаре Филипповой В.Ю.,
с участием:
представителя истца – администрации Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики П.А.В., по доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску администрации Мочарского сельского поселения Ядринского <адрес> Чувашской Республики к Ядринской районной администрации Чувашской Республики и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю, принадлежавшую умершему, за муниципальным образованием,
установил:
Истец администрация Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к ответчикам Ядринской районной администрации Чувашской Республики и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике о признании за муниципальным образованием Мочарское сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики права собственности на земельную долю <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшую ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживавшему по адресу: <адрес>, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с постановлением главы администрации Ядринского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № «О выдаче свидетельств о праве собственности на землю членам сельскохозяйственного производственного кооператива «Ядринский» Ядринского района Чувашской Республики» в долевую собственность граждан предоставлено 2246,4 га сельскохозяйственных угодий, из них 1872 га пашни и 374,4 га сенокосов. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего 936 человек, с определением размера доли каждого собственника по 2,4 га, что соответствует 80,0 баллогектарам и выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю без выдела в натуре 1/936 земельной доли земель сельхозназначения. В данном списке значится и наследодатель ФИО1, который на протяжении значительного времени, более трех лет, при жизни не зарегистрировал свое право на земельную долю, никаким образом не выразил какого-либо намерения распорядиться ею и не использовал земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что данная земельная доля не была им востребована. После смерти ФИО1 наследники и правопреемники не обращались в администрацию по вопросу наследования земельной доли и не оформили право собственности на указанную земельную долю. По данным администрации Мочарского сельского поселения Ядринского района, а также по совершенным (совершаемым) действиям, свидетельствующим о фактическом принятии наследства в соответствии со ст.1153 ГК РФ, наследники умершего ФИО1 не были установлены. В соответствии с п.3 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. за № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон) администрация Мочарского сельского поселения Ядринского района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 ст.12.1 указанного Закона и опубликовала список собственников невостребованных земельных долей в газете «Ядринский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ за №, которая является источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ядринского района, а также данный список был размещен на официальном сайте Мочарского сельского поселения Ядринского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных щитах на территории сельского поселения. Лицам, считающим, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, было предложено представить в письменной форме возражения до истечения 3-х месяцев со дня официального опубликования списка. Этим правом никто из наследников не воспользовался. В целях утверждения вышеуказанного списка общим собранием собственников земельных долей в соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Мочарского сельского поселения в газете «Ядринский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ за № было размещено извещение о проведении общего собрания собственников незарегистрированных земельных долей с повесткой дня: «Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей», которое было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. в здании администрации сельского поселения. Однако на собрание собственники или наследники земельных долей не явились. В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона постановлением главы Мочарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении списка граждан невостребованных земельных долей» после истечения 4-х месяцев со дня официального опубликования списка собственников невостребованных земельных долей данный список был утвержден. Таким образом, порядок признания земельной доли невостребованной, определенный положениями ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был соблюден в полном объеме. Согласно п.8 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В судебном заседании представитель истца - администрации Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики П.А.В., действующая на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержала по изложенным в заявлении мотивам и просила рассмотреть дело в заочном порядке, поскольку ответчики, извещенные о дне рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике ФИО4, действующая на основании доверенности за №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, в своем письменном отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя управления в суде и в удовлетворении иска отказать, указав, что земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственной базе данных реестра федерального имущества, находящегося на территории Чувашской Республики, не учтен, отсутствие объекта в реестре федерального имущества не означает, что вышеназванный объект не находится в собственности Российской Федерации. Считает, что Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Представитель ответчика Ядринской районной администрации Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, от которого возражений против удовлетворения исковых требований в суд не поступило.
При указанных основаниях суд в соответствии с требованиями ст.233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
3-е лицо – представитель Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (Минимущество Чувашии) ФИО2 в своем письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело без участия представителя в суде и удовлетворить исковые требования администрации Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
3-е лицо – нотариус Ядринского нотариального округа Чувашской Республики ФИО3 представила суду заявление, которым просила гражданское дело рассмотреть без ее участия в суде.
3-и лица - представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Межрайонной ИФНС России № 8 по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, от которых возражений против удовлетворения исковых требований в суд не поступило.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела видно, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» и Указом Президента ЧР от 08.08.1996 г. №365 «Об организации исполнения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» постановлением главы администрации Ядринского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № были закреплены за гражданами и членами СХПК «Ядринский» Ядринского района - собственниками земельных долей в собственность по 2,4 га сельскохозяйственных угодий, из них пашни по 2,0 га или по 80,0 баллогектаров согласно прилагаемому списку. При этом районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено обеспечить подготовку и регистрацию свидетельств на право собственности на земельные доли. Согласно списку собственников земельных долей СХПК «Ядринский» Ядринского района Чувашской Республики, утвержденному указанным постановлением, имеющими право на получение земельной доли являлись 936 человек.
В данный список граждан, имеющих право на получение в собственность земельной доли в СХПК «Ядринский» Ядринского района Чувашской Республики, среди других лиц был включен и наследодатель ФИО1
Согласно материалам дела, СХПК «Ядринский» ликвидирован вследствие банкротства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.07.2014 г.
В силу ст.15 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст.18 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.6.3 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 г. №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» (настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики) условиями (критериями) надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами; воспроизводство плодородия почв, в том числе сохранение и (или) увеличение содержания гумуса в почве, недопущение повышения степени кислотности почв, сохранение и (или) увеличение в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия; соблюдение фитосанитарных норм при производстве сельскохозяйственной продукции; выполнение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Таким образом, в соответствии с законодательством на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.
Согласно ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1 статьи).
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике видно, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах наследодателя ФИО1 на имевшийся (имеющийся) у него объект недвижимого имущества - земельную долю отсутствуют.
Согласно сообщению нотариуса Ядринского нотариального округа Чувашской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о составе наследства и наследниках наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, нет, т.к. наследственное дело не заводилось.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).
Как видно из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ и после его смерти наследники не установлены, наследственная земельная доля осталась невостребованной.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся: 1) составление списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, предусмотренному п.1 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным п.2 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - список невостребованных земельных долей); 2) представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности списка невостребованных земельных долей; 3) утверждение списка невостребованных земельных долей в случае, предусмотренном п.7 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 4) обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельные доли, признанные невостребованными в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 5) иные полномочия в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии с п.2 ст.8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка опубликовывают в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, и размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии): сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду или продажи на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, и информацию о проведении указанных торгов (конкурсов, аукционов); информацию о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим этот земельный участок в соответствии с п.5.1 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; извещение о месте и порядке ознакомления участников долевой собственности с проектом межевания земельного участка; извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка участниками долевой собственности; список невостребованных земельных долей; сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности; информацию о возможности приобретения земельной доли сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Из материалов дела видно, что сообщение о невостребованных земельных долях с указанием собственников было опубликовано в газете «Ядринский вестник» от 27.03.2013 г. №, являющейся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ядринского <адрес> Чувашской Республики.
С целью утверждения списка невостребованных земельных долей было принято решение о проведении общего собрания участников долевой собственности 04.08.2013 г. в 10 час., о чем было сообщено в средствах массовой информации 27.03.2013 г. в газете «Ядринский вестник» за №.
Однако собрание не состоялось ввиду неявки собственников (заинтересованных лиц) земельных долей, что подтверждается протоколом собрания собственников земельных долей от 04.08.2013 г. Собрание собственников земельных долей признано несостоявшимся.
Поскольку общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, согласно п.7 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ список невостребованных земельных долей на землях сельскохозяйственного назначения в границах плана земель СХПК «Ядринский» на территории Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики был утвержден постановлением главы Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. В данный список была включена земельная доля наследодателя ФИО1
Согласно представленным документам земельный участок с <данные изъяты>, расположен по адресу: <адрес>
Таким образом, установлено, что указанный в иске собственник земельной доли - наследодатель ФИО1 умер, а его наследники не установлены, никто наследственных прав в отношении земельной доли не оформлял. Право собственности на указанную земельную долю ни умерший собственник земельной доли, ни его наследники не зарегистрировали, не выразили намерения распорядиться земельной долей, и не использовали земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности земельной доли.
До обращения в суд представителем истца полностью была выполнена процедура, установленная статьей 12.1. Закона об обороте земель, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленного искового требования и необходимости признания за муниципальным образованием - Мочарское сельское поселение Ядринского <адрес> Чувашской Республики права собственности на невостребованную земельную долю. При изложенных обстоятельствах, суд признает требование истца подлежащим удовлетворению. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст.ст.17, 28 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Довод ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике о том, что в рамках настоящего спора Управление является ненадлежащим ответчиком, суд признает его необоснованным, с учетом вышеизложенного и положений ст.ст.125 п.1, 1151 ГК РФ, а также разъяснений, изложенных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, в силу которых функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе невостребованным земельным долям, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.
От ответчика Ядринской районной администрации Чувашской Республики возражений против удовлетворения иска в суд не поступило.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое требование администрации Мочарского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики удовлетворить:
признать право собственности за муниципальным образованием Мочарское сельское поселение Ядринского района Чувашской Республики на невостребованную земельную долю, <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленную в собственность постановлением главы администрации Ядринского <адрес> Чувашской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживавшему по адресу: <адрес>, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определении суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.Г. Сокрашкина
.
.