Решение по делу № 2-1218/2018 ~ М-868/2018 от 29.03.2018

            Дело № 2-1218/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Шаран                                  27 июня 2018 года

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Алехиной О.Н.,

с участием прокурора Григорьева М.Ю.,

при секретаре Мухтасибовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Егоровой Г.М. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа имени М.Фархутдинова <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан», Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о взыскании недополученной заработной платы,

                     УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Егоровой Г.М. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа имени М.Фархутдинова <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» (далее по тексту МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>») о взыскании недополученной заработной платы, мотивируя свое требование тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения трудового законодательства за 2017 год в МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>», в ходе которой установлено следующее. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7500 рублей. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес>, в размере 1,15. Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера платы труда. Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с указанными выше требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. При выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. А потому соблюдение требований ст.ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П. Вместе с тем, проверкой установлено, что работодателем при формировании системы оплаты труда заработная плата техническому персоналу установлена в размере 7500 рублей, то есть в размере минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента. Проверкой установлено, что Егорова Г.М. работала в МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» в качестве <данные изъяты>. Согласно представленным МКУ «Отдел образования администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» расчетным листкам по начислению заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата Егоровой Г.М. составила <данные изъяты> руб., то есть уральский коэффициент не начислялся свыше минимального размера оплаты труда. Из справки МКУ «Отдел образования администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» следует, что в указанный период сумма заработной платы с учетом районного коэффициента свыше МРОТ составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, в пользу Егоровой Г.М. подлежит взысканию не начисленная и не выплаченная заработная плата в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. минус <данные изъяты> руб. минус проф.взносы и НДФЛ). Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Просит взыскать с МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» в пользу Егоровой Г.М. невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

В судебном заседании прокурор Григорьев М.Ю. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Егорова Г.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» и представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Сагитов А.Р. в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом представили возражения в котором исковое требование не признали, просили в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что заработная плата начислялась Егоровой Г.М. в полном объеме. Заработная плата исчислена с учетом районного коэффициента в пределах МРОТ в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальной заработной плате в <адрес>».

Представитель третьего лица МКУ «Отдел образования администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» Гареева Ю.Р. в судебном заседании не явилась, извещена надлежащим образом. В предыдущим судебном заседании не согласился с исковым требованием, пояснила, что заработная плата выплачивалась Егоровой Г.М. на основании представленных работодателем табелей учета отработанного времени с учетом действующего на территории Республики Башкортостан Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальной заработной плате в <адрес>».

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 часть 3 Конституции Российской Федерации).

По содержанию приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ остались прежними; изменение правового регулирования, осуществленное законодателем в сфере оплаты труда, не предполагало умаления права лиц, работающих по трудовому договору, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, из указанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что установление такой государственной гарантии, как минимальный размер оплаты труда, определение содержания и объема этой гарантии, а также изменение соответствующих правовых норм не затрагивает других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О и от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Действующей в настоящее время статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

При этом в силу положений ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда, выполняемого работником в местностях с особыми климатическими условиями, должна производиться в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в местностях с нормальными климатическими условиями. По смыслу закона, доплата к зарплате в виде районного коэффициента не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, а именно: за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями.

В силу ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В обязанность работодателя входит применение районного коэффициента при расчете заработной платы.

Исходя из положений указанных статей, районный коэффициент и процентная надбавка относятся к выплатам компенсационного характера и следовательно включается в размер заработной платы.

В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 591 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" (распоряжение Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 795 - р) с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в связи с особенностями климатических условий введен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15. Это постановление не утратило силу и действует в настоящее время.

На основании постановления Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 49 районные коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Районный коэффициент к заработной плате работника применяется по месту его фактической постоянной работы (рабочего места) независимо от места нахождения и формы собственности организации, в штате которой состоит работник.

Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Нормы, установленные данными законодательными актами, действуют независимо от воли сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Названному праву корреспондирует установленная ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 164-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 7500 рублей.

Судом установлено, что Егорова Г.М. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» в должности <данные изъяты>.

Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 трудового договора, заключенного между МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» и Егоровой Г.М., предусмотрено, что за добросовестное выполнение трудовых обязанностей в течение месячной нормы рабочего времени работнику выплачивается заработная плата в размере в соответствии со штатным расписанием работодателя. Работник пользуется всеми видами обеспечения по социальному страхованию. По усмотрению работодателя работнику могут выплачиваться премии.

Расчетными листками подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Егоровой Г.М.м. начислена заработная плата за фактически отработанное рабочее время с учетом ставки 1,00 в размере <данные изъяты> рублей. Заработная плата истца за указанные месяцы включает в себя, в том числе районный коэффициент 15%, исчисленный от размера заработной платы менее минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, в сумме 7500 рублей.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальной заработной плате в <адрес>» определено, что на территории Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ минимальная заработная плата для работников организаций бюджетного сектора экономики Республики Башкортостан установлена в размере 7500 рублей в месяц (включая надбавку компенсационного характера за работу в особых климатических условиях).

Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление -П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», которым взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации установил, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.

Районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку он не входит в минимальный размер оплаты труда, а начисляется к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях.

Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности, приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий.

Из представленного МКУ «Отдел образования администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» справки-расчета по начислению заработной платы следует, что за ДД.ММ.ГГГГ заработная плата Егоровой Г.М. с учетом районного коэффициента свыше минимального размера оплаты труда составляет <данные изъяты>.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истцу Егоровой Г.М., как работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата минимального размера оплаты труда и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента. Поэтому ее заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Из представленного прокурором <адрес> расчета, который судом проверен, признается арифметически верным, стороной ответчиков в порядке ст.ст. 12,56 ГПК РФ не оспорен, следует, что размер невыплаченной истцу Егоровой Г.М. заработной платы составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. минус выплаченная заработная плата <данные изъяты> руб. минус профвзносы минус НДФЛ).

Следовательно, исковое требование прокурора <адрес> в интересах Егоровой Г.М. подлежит удовлетворению, с ответчика МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» в пользу истца Егоровой Г.М. подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в размере <данные изъяты> руб.

Доводы стороны ответчиков о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» подлежит применению лишь при начислении заработной платы после ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны и судом не принимаются.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в определении -О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время, если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом Российской Федерации их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, руководствоваться его Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче иска истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины, с ответчика МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова <адрес>» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Шаранского района в интересах Егоровой Г.М. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа имени М.Фархутдинова с. Мичуринск муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан», Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан о взыскании недополученной заработной платы – удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени М.Фархутдинова с. Мичуринск муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан» в пользу Егоровой Г.М. недополученную заработную плату в размере <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени М.Фархутдинова <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» в доход бюджета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-1218/2018 ~ М-868/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шаранского района РБ
Ответчики
МБОУ СОШ с. Мичуринск Шаранского района
Администрация МР Шаранский район РБ
Другие
Егорова Г.М.
МКУ "Отдел образования администрации МР Шаранский район РБ"
Суд
Туймазинский межрайонный суд
Судья
Алехина О.Н.
29.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2018[И] Передача материалов судье
02.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
16.05.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2018[И] Судебное заседание
27.06.2018[И] Судебное заседание
29.06.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2018[И] Дело оформлено
07.05.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее