№ 2а-4577/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Г.Ю. Мозжериной,
при секретаре Немчиновой Э.Р.,
с участием административного истца Сергеева А.А.,
представителя административного ответчика по доверенности Лаптевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сергеева А.А. к администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли – продажи земельного участка,
установил:
Сергеев А. А. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании заключить договор купли – продажи земельного участка, мотивируя свои требования тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> м?, находящегося по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка – для ведения пчеловодческого хозяйства. Договор аренды земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по РБ под номером №, срок действия договора аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок принят по акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ он обратился в администрацию сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения путем выкупа без проведения торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.3 ЗК РФ, п. 4 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему сообщили об отказе в предоставлении арендуемой земли сельскохозяйственного назначения в собственность, указав, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений не установлен перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка.
В ходе судебного разбирательства Сергеев А.А. уточнил свои требования, и, считая данный отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим его права в сфере экономической деятельности, просит обязать администрацию сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка.
В судебном заседании истец Сергеев А.А. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Лаптева Н.В. решение оставила на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в порядке, установленном ЗК РФ.
Так, согласно подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, может быть приобретен таким арендатором в собственность в порядке, который предусмотрен ЗК РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, при условии надлежащего использования этого земельного участка, в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (абзац 2 пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления сельского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации».
Правила на территории сельского поселения утверждены Решением Совета муниципального района Уфимский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> м?, находящийся по адресу<адрес>, вид разрешенного использования земельного участка – для ведения пчеловодческого хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеется кадастровый паспорт земельного участка.
Сергеев А.А. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором указанного земельного участка, срок действия договора определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту сверки от ДД.ММ.ГГГГ задолженности по арендной плате арендатор Алексеев А.А. не имеет.
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в рамках предоставленных полномочий, федеральный законодатель предусмотрел право арендатора государственной или муниципальной земли выкупить используемый сельскохозяйственный земельный участок. Текст нормы не содержит запрета на приватизацию (выкуп) при отсутствии утвержденного федеральным органом перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка. Текстом статьи 10 настоящего закона также не предусмотрено обязанности заинтересованного в выкупе земельного участка лица (арендатора) предоставить в уполномоченный по рассмотрению соответствующих заявлений государственный либо муниципальный орган власти, документы, подтверждающие надлежащее использование арендуемых сельскохозяйственных земель.
Кроме того, орган местного самоуправления выступает в данном случае арендодателем заключенного договора аренды земли сельскохозяйственного назначения и органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, на основании пункта 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт № договора аренды предполагает прекращение договора и изъятие земельного участка в случае его нецелевого использования.
В течение всего срока аренды арендодателем администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ претензий по нарушению условий договора аренды, в том числе по нецелевому использованию земельного участка и арендной плате, не имелось.
В силу этого, отсутствие утвержденного в установленном законом порядке перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, не является препятствием для реализации администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ своих прав, как стороны арендной сделки, и исполнения обязанности по контролю за использованием имущества путем проведения осмотров арендуемой сельскохозяйственной земли и подготовки по результатам осмотров соответствующих актов на предмет соблюдения арендатором требований закона и назначения земельного участка.
Из анализа изложенных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением. Лишь отсутствие указанного перечня само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Целевое использование арендуемого земельного участка с кадастровым номером № подтверждается актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, статистическими сведениями о производстве продукции животноводства и поголовье скота, отчетами за пчелосемьи и пчелиный мед за ДД.ММ.ГГГГ года, сдаваемыми в администрацию муниципального района Уфимский район РБ, справкой заместителя главы администрации муниципального района Уфимский район РБ по сельскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у Сергеева А.А. пчелосемей в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году и признанием истца сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Доказательств ненадлежащего использования арендуемого земельного участка администрацией сельского поселения в отказе от ДД.ММ.ГГГГ не представлено, также отсутствуют доказательства изъятия земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию, резервирования для государственных, муниципальных нужд.
Согласно ч. 3 статьи 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сергеева А.А. удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подготовить и предоставить Сергееву А.А. в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу проект договора купли – продажи земельного с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> м?, расположенного по адресу: <адрес> с определением цены выкупа земельного участка в размере его кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Мозжерина