Дело № 2-236/2014 06 февраля 2014 года
РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииВельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Брагиной А.Б.,
с участием прокурора Русиновой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению Митяева Р. А. об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии от * 2014 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» Самсонова А. Г.,
установил:
Митяев Р.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии от * 2014 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» Самсонова А. Г.. В обоснование указал, что *декабря 2013 года Совет депутатов МО «Вельское» принял решение №* о назначении даты выборов главы муниципального образования «Вельское» на * марта 2014 года. * декабря 2013 года данное решение было опубликовано в газете «Вельские вести». Комиссией, организующей выборы главы муниципального образования «Вельское» является Вельская территориальная комиссия. * января 2014 года кандидатом на должность главы муниципального образования «Вельское» (далее МО «Вельское») выдвинут Самсонов А.Г. Постановлением избирательной комиссии от * января 2014 года Самсонов А.Г. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское». Считает данное постановление не законным, так Вельская территориальная избирательная комиссия нарушила ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно зарегистрировала Самсонова А.Г. в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское» без представления заявления в письменной форме о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования, а предоставленное заявление не было подписано Самсоновым А.Г. Данное нарушение препятствовало избирательной комиссии принять решение о регистрации Самсонова А.Г. в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское».
В судебном заседании заявитель Митяев Р.А. и его представители Короткий В.Н. и Степырев А.Н. дополнили основания отмены регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» Самсонова А.Г., указав, что в заявлении Самсонова А.Г. о согласии баллотироваться в нарушение нормы закона неправильно указано основное место работы и занимаемая должность, не подтверждены сведения об основном месте работы, о занимаемой должности. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата Самсонова А.Г., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленные по форме, которая отличается от формы, установленной законом. В подписных листах содержится неверная информация об основном месте работы и о занимаемой должности. Заявленные требования Митяев Р.А. и его представители Короткий В.Н. и Степырев А.Н. поддержали в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель Вельской территориальной избирательной комиссии ( далее по тексту ТИК) Гуляев А.В., являющийся председателем ТИК, заявленные требования не признал, указав, что * января 2014 года в Вельскую территориальную избирательную комиссию Самсоновым А.Г. предоставлены документы для выдвижения кандидата на должность главы МО «Вельское». В том числе, заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования с приложением необходимых документов для выдвижения подписанное кандидатом. * января 2014 года Самсонов А.Г. предоставил в Вельскую территориальную избирательную комиссию документы необходимые для регистрации кандидата. После проверки всех условий выдвижения *января 2014 года постановлением ТИК №* Самсонов А.Г. был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское». Постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены нет. Все основания указанные Митаевым Р.А. и его представителями не соответствуют действительности, заявление Самсонова А.Г. и предоставленные документы соответствуют требованиям закона.
Заинтересованное лицо Самсонов А.Г. заявленные требования не признал, указав, что оснований для отмены его регистрации в качестве кандидата нет, все документы оформлены на бланках предоставленные ТИК, основное место работы и должность указаны им правильно..
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 25 ноября 2010 года назначен состав Вельской территориальной избирательной комиссии, председателем которой назначен Гуляев А.В.
Решением Совета депутатов МО «Вельское» от * декабря 2013 года назначена дата выборов главы МО «Вельское» на * марта 2014 года.
Данное решение было опубликовано в газете «Вельские Вести» * декабря 2013 года.
Постановлением Вельской ТИК №* от * января 2014 года Самсонов А.Г. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское».
В силу п.3 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Постановлением Вельской ТИК от * января 2014 года №*Митяев Р.А. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское».
Таким образом, Митяев Р.А. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское» и поэтому в силу п.3 ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Самсонова А.Г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон) жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
При исчислении срока по правилам пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата является день принятия решения избирательной комиссией.
В силу части 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Пресекательный десятидневный срок обращения в суд с указанным заявлением, исчисляемый со дня принятия избирательной комиссией постановления о регистрации кандидата, заявителем Митяевым Р.А. соблюден, поскольку заявление об отмене регистрации кандидата, зарегистрированного постановлением Вельской ТИК * января 2014 года подано им в суд * января 2014 года, что подтверждено штемпелем на почтовом конверте.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В судебном заседании установлено, что * января 2014 года в Вельскую ТИК Самсоновым А.Г. представлено заявление о согласии баллотироваться на должность главы МО «Вельское» с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования с приложением документов для выдвижения, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данное заявление подписано Самсоновым А.Г.
Согласно пункту 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 6 статьи 46
Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)
"О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области".
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в заявлении о согласии баллотироваться гражданин, в числе прочего, должен указать сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) и представить с заявлением копию документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В заявление о согласии баллотироваться на должность главы МО «Вельское» от * января 2014 года Самсонов А.Г. сообщил о себе все предусмотренные законом сведения, предоставив одновременно документы, подтверждающие сообщенные им в заявление сведения. В том числе об основном месте работы - в Управлении государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и о должности - старшего государственного инспектора.
В соответствии п.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Данным правом Самсонов А.Г. воспользовался, * января 2014 года представил в избирательную комиссию справку об основном месте работы и должности.
В соответствии со ст.53, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут иметь представительства в виде обособленных подразделений, расположенных вне места его нахождения и органы в соответствии с правовыми актами и учредительными документами.
Работодателем Самсонова А.Г. и его местом работы является Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и должность старший государственный инспектор, указание в справке об основном месте работы дополнительных сведений о полном наименовании государственного учреждения, о вышестоящей структуре - Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, о представительстве - структурном подразделении «Вельск» и об отделе, в котором работает Самсонов А.Г., не может являться искажением сведений о кандидате и нарушением требования закона.
Кроме того, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)"О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" не предусмотрено каких-либо ограничений относительно объема сведений, касающихся основного места работы и должности кандидата.
В связи с чем доводы заявителя и его представителей о том, что в заявление неправильно указаны основное место работы, занимаемая должность, не представлены копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, являются несостоятельными.
В соответствии с п.3 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное положение содержится в подпункте 2 пункта 3 статьи 40.1 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)"О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области".
Совместно с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы МО «Вельское» от * декабря 2013 года Самсонов А.Г. предоставил сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности). Сведения представлены по форме, которые соответствуют форме, указанной в приложении 1 к Федеральному закону и в приложении 4 к Закону Архангельской области. В связи с чем довод заявителя и его представителей о несоответствии формы документа является несостоятельным.
В соответствии с п. п. 1 и 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа устанавливается законом.
Форма подписного листа и требования к его содержанию для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования установлены ст. 41 Закона Архангельской области и указаны в приложении N 1 к названному Закону, являющимся его неотъемлемой частью, согласно которым в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, гражданство Российской Федерации, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата.
В подписных листах от 12 января 2014 года в части, касающейся сведений о месте работы и занимаемой должности кандидата, а именно, место работы: Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО; занимаемая должность: старший государственный инспектор, само по себе не свидетельствует о недостоверности таких сведений.
Указание Самсоновым А.Г. в заявлении и в подписных листах сведений в такой форме не могло повлиять на формирование у избирателей, поставивших свои подписи, мнения о кандидате, повлечь какое-либо иное толкование или сомнение относительно данных о личности кандидата, равно как и не вводило в заблуждение избирательную комиссию, в распоряжении которой на момент проверки заявления и подписных листов находилась справка с места работы Самсонова А.Г., содержащая соответствующие сведения о месте его работы и занимаемой им должности.
Поскольку все необходимые документы, предусмотренные законом, Самсоновым А.Г. в избирательную комиссию были представлены, оснований для отмены постановления Вельской ТИК о его регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования не имеется.
В соответствии с п.3 ст.246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом проверены все обстоятельства, связанные с регистрацией Самсонова А.Г. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» и оснований для признания его регистрации незаконной не установлено.
При таких обстоятельствах постановление Вельской ТИК от * января 2014 года №* о регистрации Самсонова А.Г. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» является законным и обоснованным и поэтому заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199,261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Митяеву Р. А. об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии №* от * января 2014 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» Самсонова А. Г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 5 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.Г.Латфуллин