Дело № 2-6948/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Дворниковой М.А.,
с участием представителя истца Сергеевой О.И., действующей на основании доверенности от 25.05.2016 г.,
представителя ответчика Макаровой К.В., действующей на основании доверенности от 03.10.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева А.А. к Администрации города Перми о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сергеев А.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма отдельное жилое помещение, пригодное для проживания на территории г. Перми, не ниже установленных норм предоставления, с учетом права на дополнительную площадь, не менее 18 кв.м., благоустроенное, применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска указывает, что проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении – комнате в четырехкомнатной квартире общей площадью 28, 3 кв.м., в том числе жилой 18, 4 кв.м., по адресу: <Адрес>. Указанная комната предоставлена на основании договора социального найма на семью из трех человек. Какого-либо иного жилья он (истец) не имеет. Согласно справки МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ ему (истцу) установлена инвалидность <данные изъяты>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ На основании медицинского заключения врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющееся заболевание истца входит в перечень Тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденный Приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь». Согласно распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда, а также включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему (истцу) не предоставлено. На основании изложенного, просит удовлетворить заявленные требования.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела /л.д.54/, в судебное заседание не явился, его представитель на доводах и требованиях изложенных в исковом заявлении, настаивал в полном объеме, пояснила, что истец малоимущим не признан, в департамент социальной политики с заявлением о признании его малоимущим не обращался.
Представитель ответчика выразил несогласие с иском по доводам, изложенным в письменных возражениях /л.д.19/, в соответствии с которыми для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Сергеев А.А. малоимущим не является. На основании изложенного, правовые основания для предоставления Сергееву А.А. жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.
В судебном заседании установлено, что Сергеев А.А. проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении – комнате в четырехкомнатной квартире общей площадью 28, 3 кв.м., в том числе жилой 18, 4 кв.м., по адресу: <Адрес> /л.д.26 об./. В комнате также зарегистрирована и проживает его мать Сергеева О.И., что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.38/.
Указанная комната предоставлена отцу Сергеева А.А. - Сергееву А.М. /л.д.7/ на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6/.
В соответствии со справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России Бюро № 13 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.10/, медицинским заключением врачебной комиссии ГБУЗ Пермского края «Медико-санитарная часть №» №/п от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/, Сергеев А.А. является инвалидом первой группы, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, имеющееся заболевание Сергеева А.А. входит в перечень Тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденный Приказом МЗ РФ от 30.11.2012 г. № 991 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.11/, Сергеев А.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда, о чем в адрес последнего было направлено соответствующее уведомление /л.д.13/. Данным распоряжением отделу по учету и распределению жилья поручено включить Сергеева А.А. в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Из сообщений ГУП «ЦТИ Пермского края» /л.д.8/ следует, что Сергеев А.А. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в ч. ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ст. 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что Сергеев А.А. в органы местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим не обращался, решение о принятии его на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан не принималось, доказательств обратного суду не представлено, в судебном заседании не исследовалось(ст. 56 ГПК РФ), несмотря на предложение суда о предоставлении доказательств, подтверждающего данное обстоятельство ( л.д. 16, 52).
Оценив представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание то обстоятельство, что истец в установленном законом порядке малоимущим не признан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, суд учитывает, что наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Сергеева А.А. к администрации <Адрес> о предоставлении во внеочередном порядке на основании договора социального найма отдельного жилого помещения, пригодного для проживания на территории г. Перми, не ниже установленных норм предоставления, с учетом права на дополнительную площадь, не менее 18 кв.м., благоустроенного, применительно к населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Сергеева А.А. к администрации города Перми о предоставлении во внеочередном порядке на основании договора социального найма отдельного жилого помещения, пригодного для проживания на территории г. Перми, не ниже установленных норм предоставления, с учетом права на дополнительную площадь не менее 18 кв.м., благоустроенное, применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Подгайная Н.В.
<данные изъяты>