Дело № 33- 1722
Судья Подгайная Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 08 февраля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья « Кирова, **» на решение Ленинского районного суда г.Перми от 10 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья «Кирова, **» к администрации города Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконными постановления администрации города Перми от 21.06.2011 г. № 299 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова. ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района в части образования границ земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, **, отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 08.07.2015 г. № **; возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать новый проект межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинскон, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района, предусматривающий образование земельного участка занятого многоквартирным жилым домом и общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми, общей площадью 5 938 кв.м., согласно приложенных координат или образование земельного участка занятого общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми, общей площадью 109 кв.м., а также совершить иные действия, предусмотренные действующим законодательством; возложении обязанности на администрацию города Перми в течении месяца, с момента совершения Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми установленных законом процедур, утвердить новый проект межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района, которым предусмотрено образование земельного участка занятого многоквартирным жилым домом и общим имуществом собственников помещений, многоквартирного дома по ул. Пермская ** в г. Перми, общей площадью 5 938 кв.м., согласно приложенных координат или образование земельного участка занятого общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми, общей площадью 109 кв.м., а также совершить иные действия, предусмотренные действующим законодательством, отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя ТСЖ « Кирова, ** »- Козловой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента градостроительства и архитектуры, администрации г.Перми- Зелененко И.Е.- возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Товарищество собственников жилья «Кирова, **» обратилось в суд с требованиями к администрации города Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконными постановления администрации города Перми от 21.06.2011 г. № 299 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района в части образования границ земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, **, отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 08.07.2015 г. № **; возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать новый проект межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района, предусматривающий образование земельного участка занятого многоквартирным жилым домом и общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми, общей площадью 5 938 кв.м., согласно приложенных координат или образование земельного участка занятого общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми, общей площадью 109 кв.м., а также совершить иные действия, предусмотренные действующим законодательством; возложении обязанности на администрацию города Перми в течении месяца, с момента совершения Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми установленных законом процедур, утвердить новый проект межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района, которым предусмотрено образование земельного участка занятого многоквартирным жилым домом и общим имуществом собственников помещений, многоквартирного дома по ул. Пермская ** в г. Перми, общей площадью 5 938 кв.м., согласно приложенных координат или образование земельного участка занятого общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по ул. Пермская, ** в г. Перми; общей площадью 109 кв.м., а также совершить иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
Требования мотивированы тем, что собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, ** на праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме принадлежит 1-этажное здание трансформаторной подстанции, Лит.Б. инвентарный номер **. С целью оформления прав на земельный участок на вышеуказанный объект недвижимости собственники обратились в Департамент земельных отношении администрации г. г.Перми (далее - ДЗО).
В результате рассмотрения указанного заявления выяснилось, что в отношении территории, на которой расположено здание трансформаторной подстанции, постановлением администрации города Перми № 299 от 21.06.2011 г. утвержден проект планировки и межевания территории, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок, предусмотрен под соседний многоквартирный дом по ул. Екатерининская, ** и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером **. Данным обстоятельством нарушаются права собственников, поскольку в настоящее время они лишены возможности оформить права на земельный участок под принадлежащий им объектом недвижимости, препятствует формированию границ земельного участка под общим имуществом многоквартирного дома.
На основании положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава г. Перми, просят удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ТСЖ « Кирова, **» указывая, что не согласны с выводом суда о пропуске срока обращения в суд. Соблюдение процедуры принятия постановления не свидетельствует о его законности. Не согласны с выводом суда о том, что поскольку в настоящее время земельный участок по ул.Екатерининская, ** не находится в муниципальной собственности, то удовлетворение требований не повлечет восстановления нарушенных прав административного истца. Полагают также, что ими избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации города Перми от 21.06.2011 года № 299 утвержден проект планировки и проекты межевания территории ограниченной ул.Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул.Куйбышева, ул.Екатерининской, ул. Крисанова, ул. Кирова, ул.Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул.Луначарского, ул.Петропавловской жилого района Центр Ленинского района. ( л.д. 10-14)
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП на 14.01.2013 г. 1-этажное здание трансформаторной подстанции в многоквартирном доме, площадью 18 кв.м., расположенный по адресу г.Пермь, ул.Пермская, **, является общей долевой собственностью участников на общее имущество в многоквартирном доме.
По сведениям ЕГРП на 18.08.2015г. 1-этажное здание трансформаторной подстанции в многоквартирном доме площадью 18 кв.м., расположенный по адресу г.Пермь, ул. Пермская, ** является общей долевой собственностью участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в качестве правообладателей указаны – ООО «***», дата регистрации 13.08.2008г.,( право прекращено 28.12.2012г. ), К. дата государственной регистрации 28.12.2012г.
На заявление представителя ТСЖ « Пермская, **» от 10.04.2015 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 109 кв.м. по адресу г.Пермь, ул. Пермская, **, Департаментом земельных отношений администрации города Перми 8.05.2015 года сообщено об отказе в предварительном согласовании, в связи с тем, что в настоящее время, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, земельный участок перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Екатерининская, **. ( л.д.21).
8.07.2015г. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в удовлетворении обращения ТСЖ « Кирова, **» о включении земельного участка, общей площадью 109 кв.м., для использования 1-этажного здания трансформаторной подстанции в утвержденную документацию по планировке территории отказано. ( л.д.23)
Рассматривая заявленные требования и признавая их не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое постановление администрации города Перми от 21.06.2011 г. № 299 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Монастырской, ул. Осинской, ул. Куйбышева, ул. Екатерининской, ул. Крисанова, ул.Кирова, ул. Борчанинова, ул. Попова, ул. Газеты Звезда, ул. Луначарского, ул. Петропавловской жилого района Центр Ленинского района в части образования границ земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, ** и ул.Екатерининская, ** принято в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной законом процедурой и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно ст. 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории. По смыслу приведенных норм, нормативные правовые акты могут быть оспорены при условии, что они затрагивают права и интересы данного лица.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории ( часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа ( части 1-3 статьи 43 Кодекса)
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Кодекса следует, что решение о подготовке документации о планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу предписаний части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6-11 названной статьи.
Поскольку согласно статье 5 Кодекса юридические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий, суд должен установить обеспечено ли право на участие в публичных слушаниях по проекту межевания территории.
Из материалов дела видно, что постановлением главы города Перми от 15.03.2011г. назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории. Для проведения публичных слушаний размещены объявления о возможности участия, представлении предложений и замечаний. По итогам публичных слушаний департаментом планирования и развития территории города Перми составлено заключение № **.
При таком положении вывод суда первой инстанции о соблюдении прав на участие в публичных слушаниях является верным.
Конституционный суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости ( подпункт 5 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010г. № 12-П « По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации » частей 1 и 2 статей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности ( статья 36, а во Вводном законе - специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме ( статья 16).
Из частей 20 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10\22 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав » следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным дом был сформирован до введения в действие жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент принятия оспариваемого постановления, собственники помещений многоквартирного дома, в интересах которых и обратилось в суд ТСЖ « Кирова, ** » собственниками трансформаторной подстанции площадью 18 кв. не являлись. Право общедолевой собственности на данный объект за собственниками помещений многоквартирного дома зарегистрировано лишь 28.12.2012г. т.е. после утверждения проекта планировки и межевания территории. При этом материалами дела подтверждается, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что земельный участок под многоквартирным домом по ул. Пермской, ** сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до разработки и утверждения проекта межевания территории. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по ул. Кирова, **, был образован и сформирован без учета здания трансформаторной подстанции, в связи с чем данный объект изначально оказался расположенным за пределами границ земельного участка. По существу, земельный участок по ул. Кирова, ** г.Перми был лишь отображен в проекте межевания территории в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, что нельзя признать противоречащим закону.
Таким образом, установленные судом первой инстанции обстоятельства по делу и анализ приведенных положений закона, позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что оспариваемое постановление было вынесено с соблюдением требований закона и установленной законом процедуры его принятия. Последующая регистрация собственниками помещений многоквартирного дома по ул.Кирова, ** права общедолевой собственности на трансформаторную подстанцию не может повлечь незаконность обжалуемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства также указывают на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, что, в свою очередь, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом отсутствия оснований для отмены решения суда об отказе в признании незаконным постановления от 21.06.2011 года в оспариваемой части, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении и остальной части иска, в том числе и в признании незаконным отказа Департамента градостроительства и архитектуры от 8.07.2015г. во включении испрашиваемого земельного участка в утвержденную документацию по планировке территории, поскольку земельный участок находится в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по ул.Екатерининская, ** г.Перми.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем срока обращения в суд. Обжалуемое постановление администрации г.Перми от 21.06.2011 года обладает признаками нормативного правового акта, является действующим, соответственно срок обращения в суд для его оспаривания не пропущен. Между тем, данное обстоятельство не влечет отмену по существу правильного решения суда об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья « Кирова, ** » - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи