Решение по делу № 3а-32/2016 от 12.01.2016

Дело № 3а-32/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2016 года                                                                                     г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., с участием прокурора Ишмуратовой Л.Ф., при секретаре судебного заседания Перцеве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кондрашова Д.А. о признании частично недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кондрашов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», опубликованного на портале органов государственной власти Чувашской Республики 26 февраля 2015 года, в газете «Вести Чувашии» 28 февраля 2015 года, на официальном интернет-портале правовой информации 02 марта 2015 года, мотивируя требование следующим.

Глава I упомянутого нормативного правового акта регулирует тарифы на перевозку пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугороднем сообщении. Для городских перевозчиков стоимость проезда пассажиров автомобильным транспортом категории «М3» установлена в размере 15 рублей и 16 рублей в зависимости от формы оплаты (при безналичной оплате картами и при приобретении билета в салоне соответственно), автомобильным транспортом категории «М2» - в размере 19 рублей и 20 рублей (пункты 1.1.1.1. и 1.1.1.2.).

При этом установлены особые условия оплаты проезда для перевозок в пригородном сообщении на маршруте «Чебоксары – Новочебоксарск» («Новочебоксарск – Чебоксары»): автомобильным транспортом «М3» в размере 18 рублей и 19 рублей соответственно, автомобильным транспортом «М2» в размере 22 рублей и 23 рублей соответственно (пункты 1.2.1.1., 1.2.1.2.).

Общий тариф для проезда в пригородном сообщении регулируется в п. 1.2.3. и поставлен в зависимость от километража.

Тариф, установленный для перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом на регулярных пригородных автобусных маршрутах «Чебоксары – Новочебоксарск», является дискриминационным, поскольку услугами данных перевозчиков пользуются также пассажиры, осуществляющие поездку не обязательно именно по данному маршруту, а в черте лишь одного муниципального образования – г. Чебоксары или г. Новочебоксарск, однако поскольку стоимость поездки в черте города для городских перевозчиков установлена ниже, чем для перевозчиков по маршруту «Чебоксары – Новочебоксарск», то пассажиры выбирают автобусы городских перевозчиков, пропуская автобусы пригородных, тем самым нанося убытки перевозчикам последних.

Таким образом, при осуществлении перевозки по г. Чебоксары или по г. Новочебоксарск для пригородных перевозчиков маршрута «Чебоксары – Новочебоксарск» установлен завышенный тариф, чем для городских перевозчиков за такую же услугу, вследствие чего первые оказываются в дискриминационным (неравном) положении и терпят убытки.

Кроме того, пригородные перевозчики на маршруте «Чебоксары – Новочебоксарск» также поставлены в неравные условия по сравнению с пригородными перевозчиками, действующими в других направлениях, тариф которых урегулирован п. 1.2.3. постановления и зависит от километража.

Тем самым, положения пунктов 1.2.1.1. и 1.2.1.2. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики нарушают принцип равенства участников гражданского оборота, закрепленный в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, создают дискриминационные условия деятельности для перевозчиков по маршруту «Чебоксары – Новочебоксарск» путем предоставления необоснованного преимущества другим хозяйствующим субъектам - городским перевозчикам, осуществляющим муниципальные перевозки по г. Чебоксары и по г. Новочебоксарск, в нарушение требований ст.ст. 34, 55 Конституции РФ, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающих недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрет на осуществление действий, приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил признать недействующими пункты 1.2.1.1., 1.2.1.2. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Административный истец ИП Кондрашов Д.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Его представитель Смирнов Ю.И. требования поддержал.

Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Борисова Н.Л. и Щукина И.Г. требования не признали ввиду необоснованности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф., возражавшей против удовлетворения требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу положений подп. 12, 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Необходимость государственного регулирования цен (тарифов) установлена Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», предписывающим Правительству Российской Федерации определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и предусматривающим, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1 Указа).

Принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 утвержден, в частности, Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, включенные в указанный выше Перечень, осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239).

Приведенные правовые нормы свидетельствуют о необходимости осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного регулирования цен (тарифов) в отношении перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом.

Согласно ст. 1 Закона Чувашской республики «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике» государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляются Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, в который включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (приложение № 1).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Применительно к приведенным выше положениям действующего законодательства оспариваемое постановление Кабинетом Министров Чувашской Республики принято в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением предусмотренных правил введения в действие нормативных правовых актов соответствующего уровня.

В соответствии с данным постановлением тарифы на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении транспортными средствами категории «М3» при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляют 15 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства – 16 рублей (п. 1.1.1.1.), транспортными средствами категории «М2»: при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 19 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства – 20 рублей (п. 1.1.1.2.).

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа на маршруте «Чебоксары – Новочебоксарск» транспортными средствами категории «М3» составляют при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 18 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства – 19 рублей (п. 1.2.1.1.), транспортными средствами категории «М2»: при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 22 рубля, при приобретении билета в салоне транспортного средства – 23 рубля (п. 1.2.1.2.).

Тарифы на перевозки пассажиров в пригородном сообщении транспортными средствами категорий «М2», «М3» составляет при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда за 1 км 2 руб. 09 коп. (п. 1.2.3.1.), при приобретении билета в салоне транспортного средства за 1 км – 2 руб. 39 коп. (п. 1.2.3.2.).

Согласно примечанию к постановлению утвержденные тарифы являются фиксированным (п. 1).

Пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, предусмотрено, что под транспортным средством категории «М2» понимается транспортное средство, использующееся для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальную массу не свыше 5 тонн; под транспортным средством категории «М3» - транспортное средство, использующееся для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальную массу свыше 5 тонн.

В соответствии со ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов (п. 2).

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов (п. 3).

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов (п. 4).

Поскольку маршрут «Чебоксары – Новочебоксарск» («Новочебоксарск – Чебоксары) осуществляется между двумя названными городами и расстояние между ними составляет менее пятидесяти километров, то данный маршрут является пригородным.

Судом установлено, что административный истец Кондрашов Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

ИП Кондрашов Д.А. является перевозчиком на пригородном маршруте «Чебоксары – Новочебоксарск» («Новочебоксарск – Чебоксары»), что следует из договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и ИП ФИО1 сроком на 5 лет, договоров на право осуществления пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ИП ФИО1 и ИП Кондрашовым Д.А. каждый на три месяца.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (п. 8).

Дискриминационными условиями считаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона).

Применительно к настоящим правоотношениям под созданием дискриминационных условий подразумевается формирование неравного подхода к приобретателям идентичного по своей природе, содержанию и объему услуги по перевозке. То есть для определения неравенства условий приобретения этой услуги необходимо исходить из критерия идентичности оказываемой услуги.

Вместе с тем, услуга по перевозке в пригородном сообщении отличается от услуги по перевозке в городском сообщении по содержанию и объему и не свидетельствует об их идентичности.

Таким образом, установление в оспариваемых пунктах 1.2.1.1., 1.2.1.2. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении «Чебоксары – Новочебоксарск и в пунктах 1.1.1.1. и 1.1.1.2. - в городском сообщении свидетельствует об установлении тарифов за разные услуги.

При этом в пунктах 1.2.1.1. и 1.2.1.2. установлены тарифы на перевозки в конкретном пригородном сообщении и в них не установлены тарифы на перевозки в городском сообщении.

Следовательно, оснований для утверждения о том, что установлением соответствующих тарифов перевозчикам в пригородном сообщении по маршруту «Чебоксары – Новочебоксарск» созданы неравные (дискриминационные) условия по сравнению с тарифами, установленными для городских перевозчиков, не имеется.

Отсутствуют основания для такого утверждения относительно тарифов, установленных для перевозки пассажиров в пригородном сообщении в других направлениях в зависимости от километража.

Так, установление тарифов по указанному маршруту исходя из расстояния между г. Чебоксары и г. Новочебоксарск протяженностью по трассе в 18 километров и стоимостью проезда за 1 км в размере 2 руб. 09 коп. и 2 руб. 39 коп. соответственно в зависимости от формы оплат повлечет установление чрезмерно завышенных либо заниженных тарифов по сравнению с ныне установленными, что не будет свидетельствовать о создании равных условий для перевозчиков маршрута «Чебоксары – Новочебоксарск» с другими перевозчиками пригородного сообщения.

Доказательств наличия убытков от хозяйственной деятельности, связанной с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении по маршруту «Чебоксары – Новочебоксарск» по установленным оспариваемым постановлением тарифам, стороной административного истца суду не представлено.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» в части пунктов 1.2.1.1., 1.2.1.2. не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление ИП Кондрашова Д.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

отказать в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Кондрашова Д.А. о признании недействующими пунктов 1.2.1.1., 1.2.1.2. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2015 года № 44 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Е.Д. Смирнова

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2016 года.

3а-32/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кондрашов Д.А.
Ответчики
Кабинет Министров Чувашской Республики
Другие
Прокуратура Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее