Дело № 2-3946/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Киреевой Е.В.
при секретаре Ульяновой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламова Рината Рафисовича к обществу с ограниченной ответственностью «АЛМАЗ плюс» об обязании произвести перерасчет платы на общедомовые нужды за электроэнергию, обязании производить расчеты ОДН на основании общедомовых приборов учета, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Исламов Р.Р. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к обществу с ограниченной ответственностью «АЛМАЗ плюс» об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, производить расчет коммунальных услуг на основании общедомовых приборов учета, обязании включения в платежный документ показаний общедомовых приборов учета, взыскании компенсации морального вреда, указав следующее.
В обосновании своих требований указывает, что он является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, совместно со своей супругой Исламовой Э.А. В начале октября 2018 года он получил квитанцию на оплату коммунальных услуг за сентябрь 2018 года по указанному адресу от УК ООО «АЛМАЗ плюс» в размере 3 237 руб. 87 коп. В квитанцию на оплату коммунальных услуг за сентябрь 2018 года управляющей компанией был добавлен раздел №5 – сведения о перерасчете электроэнергии на содержание общего имущества с октября 2017 года по апрель 2018 года. Согласно этому пункту в квитанцию было добавлено 1 182 руб. 51 коп. Считает, что ответчик УК ООО «АЛМАЗ плюс» пытается взять с собственников жилого помещения плату за уже оплаченные ресурсоснабжающей организации потребленные ресурсы (электроэнергию), произведя начисления по нормативу, включенные в квитанцию за коммунальные услуги за сентябрь 2018 года.
Ссылаясь на ст.ст.154, 156 ЖК РФ, просит обязать ООО «АЛМАЗ плюс» произвести перерасчет квитанции на оплату коммунальных услуг за сентябрь 2018 года (платежный документ (сводный счет) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставление коммунальных услуг и прочие услуги) квитанции за коммунальные услуги за сентябрь по адресу: <адрес>, произвести перерасчет раздела №5 на сумму 797 руб. 16 коп. Обязать ООО «АЛМАЗ плюс» производить расчеты ОДН коммунальных услуг на основании общедомовых приборов учета потребленных ресурсов, если они ниже нормативных. Взыскать с ООО «АЛМАЗ плюс» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Обязать ООО «АЛМАЗ плюс» в квитанции (платежный документ (сводный счет) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставление коммунальных услуг и прочие услуги) указывать показания общедомовых приборов учета.
Определением суда от 17 декабря 2018 года производство по гражданскому делу по иску Исламова Рината Рафисовича к обществу с ограниченной ответственностью «Алмаз плюс» об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг, производить расчет коммунальных услуг на основании общедомовых приборов учета, обязании включения в платежный документ показаний общедомовых приборов учета, взыскании компенсации морального вреда, прекратить в части исковых требований об обязании ООО «Алмаз плюс» указания в платежный документ показаний общедомовых приборов учета, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Истец Исламов Р.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнительным доводами, которые приобщены к материалам гражданского дела. Дополнительно пояснил, что управляющей компанией собственникам многоквартирного дома был произведен перерасчет платы ОДН электроэнергия по нормативу, установленному в отопительный сезон, с чем он не согласен в части того, что в период октября 2017 года по январь 2018 года, апрель 2018 года расходы по электроэнергии по общедомовым приборам учета были ниже норматива, однако управляющая компания принимала в расчет норматив, а не показания общедомового прибора учета. Однако с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация производила расчеты по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии. Просил иск, с учетом уточнения, удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «АЛМАЗ плюс» Евграфова Е.Ю. (доверенность от 03.07.2018), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании уточненные исковые требования Исламова Р.Р. не признала. Суду пояснила, что многоквартирный <адрес> в городе Ульяновске находится в управлении ООО «АЛМАЗ плюс» с 14 мая 2016 года. В сентябре 2018 года собственникам данного дома был произведен перерасчет платы ОДН электроэнергия за период с октября 2017 года по апрель 2018 года в виду того, что управляющей компанией из-за технической ошибки был применен неверный норматив потребления электрической энергии на содержание общего имущества в отопительный период, ошибочно был применен норматив в меж отопительный период. Доводы истца относительно того, что управляющая компания должна производить перерасчет ОДН по показаниям общедомового прибора учета в том случае, если показания коллективного прибора составили меньше норматива, считает несостоятельными, так как собственники многоквартирного дома не принимали решения о таком перерасчете. Только 23 ноября 2018 года собственниками было принято решение с декабря 2018 года об определении расходов на оплату коммунальных ресурсов (холодная вода, отведение сточных вод, электрическая энергия), потребляемая при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание помещения исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям общедомовых приборов учета и тарифов, установленных на конкретный коммунальный ресурс для населения. Просила в иске Исламова И.И. отказать.
Третье лицо Исламова Э.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования Исламова Р.Р. поддерживает.
Представитель третьего лица ООО «РИЦ-Ульяновск», ПАО «Ульяновскэнерго», ФАС по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом. Представили отзывы на исковое заявление, в которых решение оставляют на усмотрение суда, дело просят рассмотреть в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение оставляет на усмотрение суда. Из представленного отзыва на иск следует, что в соответствии с частями 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов. Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 № 06-66 установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ульяновской области, исходя из конструктивных особенностей многоквартирного дома. Для многоквартирных домов, оборудованных электроотопительными установками, нормативы на электроэнергию установлены отдельно для применения в отопительный период и вне отопительного периода. Согласно проектной документации на многоквартирный <адрес> (далее - <адрес>) отопление лестничных клеток осуществляется за счет электронагревателей. Следовательно, при расчете платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома подлежат применению следующие нормативы потребления электрической энергии: в отопительный период - 1,9736 кВт.ч/кв.м, вне отопительного периода - 0,4559 кВт.ч/кв.м. В связи с чем, управляющей организацией за отопительный период был
выставлен перерасчет платы за электрическую энергию в целях содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с положениями ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе принять на общем собрании решение об определении размера расходе 5 на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантией их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, каждая из сторон представляет суду доказательства обоснованности либо необоснованности требований и возражений. Ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прямо указывает на то, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23.11.2016 подтверждается, что истец является собственником в праве общей долевой собственности (доля в праве ?) <адрес> <адрес> в городе Ульяновске.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из ч. 7 ст. 155 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Многоквартирный <адрес> в городе Ульяновске находится в управлении ООО «АЛМАЗ плюс» с 14 мая 2016 года.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 № 06-66 установлены норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ульяновской области, исходя из конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Для многоквартирных домов, оборудованных электроотопительными установками, нормативы на электроэнергию установлены отдельно для применения в отопительный период и вне отопительного периода.
Согласно проектной документации на многоквартирный <адрес> <адрес> в городе Ульяновске отопление лестничных клеток осуществляется за счет электронагревателей. Следовательно, при расчете платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома подлежат применению нормативы потребления электрической энергии: в отопительный период – 1,9736 кВт.ч/кВ.м, вне отопительного периода – 0,4559 кВт.ч/кВ.м.
Как следует из материалов дела, управляющей компанией за период с октября 2017 года по апрель 2018 года был произведен перерасчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в отопительный период исходя из норматива 1,9736 кВт.ч/кВ.м, в виду того, что ими из-за технической ошибки был применен норматив вне отопительного периода. Сумма перерасчета выставлена в платежном документе за сентябрь 2018 года.
Оспаривая данные начисления, истец ссылается только на то, что управляющая компания при перерасчете должна была применить показания общедомового прибора учета электроэнергии, так как в период октября 2017 года по январь 2018 года, апрель 2018 года их показания были ниже норматива.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.
В соответствии с частью 7 статьи РФ, пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, решение по утверждению размера платы за содержание жилого помещения принимается на срок не менее чем один. Таким образом, утверждение размера за содержание жилого помещения осуществляется один раз в год, если иное не установлено договором управления.
В случае отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, после проведения первоначального включения в плату (независимо от причин такого отсутствия), а также в случае наличия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, учитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Егоров И.В. пояснил, что он работает в должности начальника отдела инженерной инфраструктуры ООО «Энергострой», с которой у ООО «АЛМАЗ плюс» заключен договор о контроле начислений и об аналитической деятельности. Начисления производятся в жилищную услугу, как раньше назывался ОДН, а сейчас коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.03.2017 № 9268, в нем Министерство строительства предписывает за период с 01.01.2017 года по установлению новых нормативов на содержание общего имущества производить начисления, которые как раз должны были производиться по коллективным приборам учета, но не выше норматива. Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-66 с 27 мая 2017 года были приняты новые нормативы на содержание общего имущества, Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предписывает, что при установлении новых нормативов начисление должно производиться по нормативу, если собственниками не было принято другое решение, то есть производить начисление по коллективным приборам учета. Соответственно основываясь на этом Письме Минстроя они производят начисления по нормативам. Что касается п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, то правила перерасчета коммунального ресурса на общедомовые нужды постановлением Правительства разрабатывалось, но до настоящего времени не принято, соответственно, методика перерасчета не утверждена, это решение могут принять только собственника многоквартирного дома на общем собрании. 23 ноября 2018 года собственники приняли решение о том, что начисления производить исходя из показаний общедомового прибора учета. С декабря 2018 года будет производить начисления только по показаниям приборов учета.
Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирного <адрес> <адрес> в городе Ульяновске за спорный период решение общего собрания о расчете коммунального ресурса на общедомовые нужды, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не принималось.
Анализируя вышеизложенное, при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного <адрес> <адрес> в городе Ульяновске о расчете коммунального ресурса на общедомовые нужды, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за спорный период, исковые требования об обязании произвести перерасчет платы на общедомовые нужды за электроэнергию, обязании производить расчеты коммунального ресурса на общедомовые нужды на основании общедомовых приборов учета удовлетворению не подлежат.
Требование о взыскании компенсации морального вреда в рассматриваемом споре является производным от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано, соответственно, требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Исламова Рината Рафисовича к обществу с ограниченной ответственностью «АЛМАЗ плюс» об обязании произвести перерасчет платы на общедомовые нужды за электроэнергию, обязании производить расчеты ОДН на основании общедомовых приборов учета, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Киреева