РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Куйтун 18 апреля 2018 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
При секретаре Карбовской Е.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-122/2018 по иску Трофимовой Валентины Александровны к МКОУ ДОД «Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У с т а н о в и л:
В обоснование иска Трофимова В.А. указала, что в соответствии с трудовым договором № она с 1 октября 2005 года принята на работу на должность <данные изъяты> МКОУ ДОД ДЮСШ. Работает по настоящее время. Из расчётных листков видно, что размер начисленной и выплаченной заработной платы, без учёта стимулирующих и компенсационных выплат, ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей РФ. При начислении заработной платы работодатель должен был начислять при отработке ею полностью нормы рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) следующие выплаты: оклад, различные доплаты, доплата до МРОТ до 7500 рублей, стимулирующие, а только затем начислять районный коэффициент 30% и процентную надбавку 30% за стаж работы в Южных районах Иркутской области. Расчёт заработной платы исходя из расчётных листков на 1 ставку: Май 2017г.: (оклад (3080)+доплата до МРОТ (7500-3080=4420)*компенсационные выплаты (1,6) = 12000 руб. Июнь 2017г.: (оклад (3080)+доплата до МРОТ (7500-3080=4420)*компенсационные выплаты (1,6) = 12000 руб. Расчёт недоначисленной суммы заработной платы
Месяца |
Должно быть начислено |
Начислено в рублях |
Недоначисленно |
05.2017 |
12000,0 |
9926,0 |
2074,0 |
06.2017 |
12000,0 |
8798,0 |
3202,0 |
ИТОГО: |
24000,0 |
18794,0 |
5276,0 |
На основании произведённого расчёта полагает, что в период с 01 мая 2017 года по 01 июля 2017 года работодатель незаконно недоначислил ей 5276 рублей. Просит взыскать с МКОУ ДОД « Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» в пользу Трофимовой Валентины Александровны недоначисленную заработную плату за май, июнь 2016г. 2017 г. в размере 5276 рублей.
В письменных возражениях представитель ответчика директор МКОУ ДОД Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» Коржавин О.Н. указал, что Трофимова В.А. состоит в трудовых отношениях с МКОУ ДОД ДЮСШ с 01.10.2005 года в должности - <данные изъяты>. Истице за выполнение трудовой функции установлен оклад в размере 3080,00 рублей, ежемесячно производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. На основании статьи 1 Федерального закона 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 г. установлен в сумме 7 500 руб. в месяц, а с 1 января 2017 года в сумме 7800 рублей. В соответствии со ст. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016г., заключенного между Правительством Иркутской области, Союзом «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов» и Иркутской региональной ассоциации работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», с 1 июля 2016 года для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в иных местностях Иркутской области, размер минимальной заработной платы составляет 7774 руб., а с 1 октября 2016 года в сумме 8259 рублей. Размер заработной платы Трофимовой В.А. в таком случае должен был составлять не менее 7774 руб. в месяц, а с октября 2016г. 8259 рублей. Согласно представленным истицей расчетным листкам у неё в спорные периоды начисленная заработная плата превышала и 7774 рублей и 8259 рублей в месяц. Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы истицы с учетом оклада по должности, начисленных надбавок, районного коэффициента, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2016 году, Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23.05.2016г., что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, доводы истицы о том, что районный коэффициент необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Считает, что нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы в спорный период не допущено, просил суд в удовлетворении исковых требованиях отказать.
В судебном заседании Трофимова В.А. свои требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МКОУ ДОД «Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» Коржавин О.Н. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно трудовому договору № от 01.09.2016 Трофимова В.А. с 01.10.2005 работает в МКОУ ДОД «Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» в качестве <данные изъяты>.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС №794 от 24.09.89 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в размере до 30%.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993г. №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» установлен выравнивающий коэффициент в размере 1,3 и для Куйтунского района.
Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года №38-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан "ШШШ", "ЕЕЕ", "ККК" и "УУУ"» признаны взаимосвязанные положения статьи 129, части первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
На основании статьи 1 Федерального закона 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 г. установлен в сумме 7 500 руб. в месяц.
Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять в мае-июне 2017 года не менее 12000 рублей (7500 + 30% + 30%).
Судом были исследованы расчетные листки.
В мае 2017 года Трофимовой В.А. начислено 9926 рублей, недоначислено: 12000 – 9926 = 2074 рубля.
В июне 2017 года Трофимовой В.А. начислено 8798 рублей, недоначислено: 12000 – 8798 = 3202 рубля.
Всего недоначислено за спорный период 5276 рублей.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку требования о взыскании недоначисленной заработной платы являются требованиями имущественного характера, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Трофимовой Валентины Александровны удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» в пользу Трофимовой Валентины Александровны недоначисленную заработную плату за май-июнь 2017 года в размере 5276 рублей.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Куйтунская районная детская юношеская спортивная школа» в местный бюджет муниципального образования Куйтунский район Иркутской области государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу