Судья-Толкушенкова Е.Ю. Дело № 33-3008
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Опалевой Т.П., при секретаре Горлановой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 11 апреля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Неволина А.Ю. на решение Индустриального районного суда г.Перми от 2 февраля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Неволина А.Ю. к отделу МВД России по Пермскому району, соответчику Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности включить в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Неволин А.Ю. обратился в суд с иском к отделу МВД России по Пермскому району о возложении обязанности включить в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы.
В обоснование своих требований указал, что он в период с 21.09.1995 года по 20.07.2006 года и с 27.02.2008 года по 13.10.2011 года, проходил службу в органах внутренних дел ГУ МВД России по Пермскому краю. После увольнения в соответствии с Федеральным законом РФ от 7.02.2011 года № 3 -ФЗ «О полиции» по п. 1 ч. 1 ст. 40 (по собственному желанию) сотрудниками отдела по работе с личным составом был произведен расчет выслуги лет. В календарном исчислении выслуга лет на день увольнения составила 16 лет 09 месяцев 21 день, в льготном исчислении, включая военную службу по призыву с 19.12.1993 года по 25.06.1995 года из расчета один день военной службы за один день государственной службы, 18 лет 08 месяцев 11 дней. Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» - время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
11.01.2012 г. в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по Пермскому краю.
Истец Неволин А.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика отдела МВД России по Пермскому району в судебном заседании с исковыми требованиями Неволина А.Ю. не согласился.
Представитель соответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Неволин А.Ю., ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным и незаконным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права. Согласно п.З ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в стаж государственной службы из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, возникает противоречие ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих». Согласно норм Российского права, если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Считает, что при принятии решения следует применять п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», так как он является нормативно-правовым актом, принятым позднее.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Неволин А.Ю. походил службу в органах внутренних дел ГУ МВД России по Пермскому краю в период с 21.09.1995 года по 20.07.2006 года, вновь принят на службу 27.02.2008 года.
Согласно выписке из приказа № 2068 л/с от 13.10.2011 г. Неволин А.Ю. в соответствии с Федеральным законом РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» уволен из органов внутренних дел по п.1 ч.1 ст.40 (по собственному желанию). Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 16 лет 9 месяцев 21 день, в льготном исчислении 18 лет 8 месяцев 11 дней (л.д.5).
В период с 19.12.1993 года по 25.06.1995 года Неволин А.Ю. проходил военную службу по призыву (л.д.9-10). Указанный период, при исчислении выслуги лет засчитан в календарном исчислении.
Рассматривая заявленные требования Неволина А.Ю., суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. №4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст. 1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Указанный нормативный акт не содержит понятия "стажа государственной службы в органах внутренних дел", поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован "выслугой лет".
Статьей 13 указанного федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 19.12.1993 года по 25.06.1995 года, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Неволину А.Ю. в органах внутренних дел в календарном исчислении, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца Неволина А.Ю. права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ").
Между тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Неволина А.Ю.
Иных оснований, влекущих необходимость отмены судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Индустриального районного суда г.Перми от 2 февраля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу Неволина А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: