Дело №5-837-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 сентября 2012 г. г. Улан-Удэ
Мировой судья судебного участка №2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Бураева У.Н., рассмотрев в помещении суда (г.Улан-Удэ ул.Кирова, 35а)дело об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении Раднаев К.Н.1, <ОБЕЗЛИЧИНО>
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении от 08 августа 2012г., составленного заместителем начальника управления - начальником отдела организаций надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности Сибирского регионального центра МЧС России Ивановым И.Г. в отношении Раднаев К.Н.1, должностное лицо - начальник информационно-аналитического и административно-хозяйственного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия Раднаев К.Н.1 нарушил требования пункта 2 ст.8 федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О гражданской обороне», положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, а именно: не выполнены мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а именно: не организовано обучение НАСФ (нештатных аварийно-спасательных формирований) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия по гражданской обороне.
Раднаев К.Н.1 в судебном заседании вину не признал, суду пояснил, что в соответствии с ч.1 п.п.1,2 ст. 24.5 КоАП РФ (обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении), просит прекратить, начатое в отношении него, административное производство по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от <ДАТА5> <НОМЕР>), в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. К протоколу, составленном в отношении него начальником отдела организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Сибирского регионального центра МЧС России ФИО2, имеет замечания, а именно: по п. 5 (адрес места жительства) - указан не верно, в настоящее время проживает по адресу: село <АДРЕС>, кв. Юбилейный. 1-1; прописан по адресу: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 15. При составлении протокола паспорт гражданина РФ не предъявлял, т.к. его не требовали. Проверяющие лица попросили только копии паспортов, последние были взяты с ОК по месту работы, т.к. в первый день проверки паспорта при себе не имел. Указанную ошибку в протоколе обнаружил спустя несколько дней после его подписания. Считаю, что необходимо при составлении протокола об адм. правонарушении и иных документов административного производства производить сличение копий документов и их оригиналов, а также интересоваться о месте фактического места жительства. Вышеуказанная ошибка в протоколе могла привести к затруднениям при ознакомлении его с временем и местом рассмотрения административного дела, учитывая тот факт, что в сентябре т. г. находится в очередном отпуске; по п. 6 (место работы): указаны сокращения ФС и РБ. Считает, что наименование места работы должно быть указано полностью, равно как и наименование занимаемой должности (п.7 протокола); по п. 9 не указано наименование документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ); в протоколе не полностью указан реквизит прилагаемого документа, а именно дата составления акта <НОМЕР> Частью 2 ст. 28.2. КоАП РФ не предусматривается включение в протокол сведений о внесении суммы административного штрафа, банковских реквизитах для перечисления штрафа. Данное несоответствие может оказывать моральное и психологическое воздействие на лицо, в отношении которого возбуждено адм. дело. В подобных случаях, исходя из практики, правильным было бы указать сведения в отдельном документе (письме, определении) при направлении протокола на рассмотрение по подведомственности в мировой суд; в п. 11 протокола, в соответствии с ч.2 ст. 28.2. КоАП РФ, не указана дата совершения административного правонарушения. О внесении каких-либо поправок и изменений в протокол в установленном законодательством порядке не извещался. В пункте 11 протокола, в соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, не указано событие административного правонарушения, а именно не приводятся подтвержденные доказательствами факты того, что правонарушение имело место. Также, в протоколе не указаны факты, обосновывающие состав административного правонарушения. Так, в протоколе указано, что требования законодательства по гражданской обороне в части отсутствия организации обучения нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) нарушены должностным лицом - начальником информационно-аналитического и административно-хозяйственного отдела (далее начальник отдела). В протоколе не упомянуты сведения, на основании каких распорядительных документов он является уполномоченным лицом на решение задач по вопросам гражданской обороны (ГО), отсутствует информация о круге обязанностей уполномоченного. В ходе проверки проверяющими не запрашивались, они не интересовались документами, на основании которых исполняются должностные обязанности начальника информационно-аналитического и административно-хозяйственного отдела. Данные факты должны устанавливаться на первоначальном этапе возбуждения административного производства и определения виновного лица. Должностные обязанности начальником отдела, являющимся государственным гражданским служащим, осуществляются на основании п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с должностным регламентом, утвержденным руководителем Управления <ДАТА7> и Положением об информационно-аналитическом и административно-хозяйственном отделе, утвержденным <ДАТА8> Указанными документами не предусматривается выполнение, в качестве должностных обязанностей, мероприятий по гражданской обороне, а именно организация обучения НАСФ. В перечень его должностных обязанностей входит информационно-аналитическое и административно-хозяйственное обеспечение деятельности Управления в соответствии с положениями об отделе и в целом об Управлении Росприроднадзора по Республике Бурятия. Таким образом, вменяемое правонарушение, как должностному лицу в части выполнения мероприятий по ГО, а именно отсутствие организации обучения НАСФ, считает не правомочным. Уполномоченным на решение задач в области ГО он назначен приказом по Управлению Росприроднадзора по Республике Бурятия от <ДАТА9> <НОМЕР>. Кроме него в Управлении имеются еще два сотрудника, уполномоченные на решение задач в области ГО. Необходимо отметить, что работа в Управлении по обучению сотрудников в части ГО начата с назначением его уполномоченным, <ДАТА10> он прошел обучение в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Республики <АДРЕС> по специальности: члены КЧС и ОПБ других организаций (удостоверение <НОМЕР> от <ДАТА11>). Как уполномоченный на решение задач в области ГО он обучение не проходил. С 2011 года организовано обучение других уполномоченных лиц Управления, в апреле-мае 2011 года всего в УМТТ обучено 8 человек из состава Комиссии по чрезвычайным ситуациям, НАСФ, эвакокомиссии и др. Кроме того, из состава НАСФ, утвержденного приказом Управления от <ДАТА12> <НОМЕР>, прошли обучение: руководитель НАСФ - ФИО3 (уд. <НОМЕР> от <ДАТА13>), группа пожаротушения, группа выдачи СИЗ - ФИО4 (уд. 150 от <ДАТА14>), группа охраны - Лхасаранов А.Ц-Д (уд.384 от 22,04.2011). Следовательно, вопреки изложенному в протоколе нарушению в части отсутствия организации обучения НАСФ - в Управлении организовано обучение не только НАСФ, но и других подразделений (КЧС, эвакокомиссии). Отмечу, что отдельно выделенных специалистов в Управлении для осуществления деятельности в области ГО нет. В основном задействован инспекторский состав. Для сведения, доплата за выполнение обязанностей в области ГО Управлением не производится. С учетом загруженности специалистов Управления в 2011 году, активизации надзорной работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на территории республики в теплое время года, было принято решение оставшуюся группу лиц НАСФ обучить в 2012 году. В этой связи, Управление включило в план мероприятий по ГО обучение руководящего состава НАСФ в 4 квартале 2012 года, в осенне-зимний период, когда специалисты Управления менее загружены. Указанный план согласован ГУ МЧС по Республике Бурятия <ДАТА15> и утвержден руководителем Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия <ДАТА16> (приказ <НОМЕР>). К проверке данный план представлен и копия его находится у проверяющего лица. В Управлении, помимо организации обучения задействованных в ГО лиц в УМЦ, ежеквартально ответственным уполномоченным лицом за обучение - начальником отдела правового и кадрового обеспечения Лхасарановым А.Ц-Д. проводится обучение сотрудников Управления по вопросам ГО, в т.ч. лиц, задействованных в ГО. Подтверждающие материалы представлены к проверке. В Управлении имеется учебный класс, оборудованный наглядными пособиями. В связи с изменением штатного расписания Управления, 23 июля текущего года, т.е. за 2 недели до начала проверки МЧС, произошло обновление персонального состава НАСФ Управления (приказ об утверждении персонального состава НАСФ Управления от <ДАТА17> <НОМЕР>). Обучение вновь включенных лиц с момента их назначения и до начала проверки в двухнедельный срок не реально. Таким образом, несмотря на отсутствие в его должностном регламенте обязанностей по обеспечению деятельности Управления в области ГО, им предприняты все необходимые меры для организации обучения НАСФ Управления, по обучению осуществляется планирование. И наконец, остается не понятным, чем руководствовались проверяющие лица при составлении протокола именно в отношении него, т.к. всего в Управлении - 3 уполномоченных лица на решение задач в области ГО.
Заместитель начальника отдела федеральной противопожарной службы МЧС России ФИО5 суду пояснил, что по замечаниям по протоколу ничего пояснить не может, так как протокол составлял не он. Протокол в отношении Раднаев К.Н.1 был составлен, так как согласно приказа <НОМЕР> от <ДАТА9>г. Раднаев К.Н.1 как начальник информационно-аналитического и администравтиного-хозяйственного отдела назначен уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Как начальник он является ответственным в области гражданской обороны, ФИО4 является ответственным в отсутствие Раднаев К.Н.1 План основных мероприятий Управления Росприроднадзора по Республики <АДРЕС> в материалах проверки имеется. Однако заместитель начальника управления при проведении проверки и составлении протокола посчитал, что обучение НАСФ в полном составе не организовано. Обучение проводится по темам и набираются группы для обучения.
Выслушав Раднаев К.Н.1, заместителя начальника отдела федеральной противопожарной службы МЧС России ФИО6, изучив письменные доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 этой же статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и др.
<ДАТА2> в ходе проведения проверки по адресу г.Улан-Удэ <АДРЕС>, 57 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не проводится подготовка и обучение НАСФ (нештатных аварийно-спасательных формирований) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия в области гражданской обороны (28-ФЗ от <ДАТА19> «О гражданской обороне» ст.2.; приказ <НОМЕР> Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях п.15.1, постановление от <ДАТА20> <НОМЕР> «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны).
Судом установлено, что приказом <НОМЕР> от <ДАТА9>г. Раднаев К.Н.1 являясь начальником информационно-аналитического и административно-хозяйственного отдела и его заместитель ФИО4 назначены с <ДАТА9>г. уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Управлении Росприроднадзора по Республике Бурятия.
Приказом №50 от <ДАТА12>г. утвержден персональный состав НАСФ. Приказом №152 от <ДАТА17>г. в связи с изменением штатного расписания был утвержден новый персональный состав НАСФ.
Приказом №86 от <ДАТА16>г. был утвержден план основных мероприятий по ГО ЧС на 2012г. Согласно плана основных мероприятий Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в области гражданской обороны и в области деятельности функциональной подсистемы государственного экологического контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2012г. согласованного с ГУ МЧС России по Республики <АДРЕС> подготовка руководящего состава структурных подразделений НАСФ Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в УМЦ Республики <АДРЕС>.
Также были представлены удостоверения о прохождении обучения в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Республики <АДРЕС> работников Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в 2011г. в количестве 8 человек, в том числе и самого Раднаев К.Н.1
Ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об АП предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил гражданской обороны. Субъект нарушения - должностное лицо. С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со ст.2 Федеральным законом от 12 февраля 1998г. N28-ФЗ
"О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны являются:
обучение населения в области гражданской обороны;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Часть 1 статья 8 данного закона устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782) на должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Суду не представлено объективных доказательств того, именно Раднаев К.Н.1 является ответственным за организацию обучения НАСФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия. Так согласно выписки из приказов Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 28.10.2010г. №121 и 21.02.2011г. №42 , уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Управлении Росприроднадзора по Республике Бурятия являются Раднаев К.Н.1 и ФИО4
В соответствии со ст.1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об АП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд не усматривает состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об АП - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств - отсутствие события административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст. 28.8 Кодекса РФ об АП при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса РФ об АП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса РФ об АП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу в отношении Раднаев К.Н.1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП - за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд г.Улан-Удэ в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Мировой судья У.Н.Бураева