Решение по делу № 33-1498/2019 от 21.02.2019

Судья Ланшаков С.В. Дело №33-1498/2019 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Ушаковой Л.В. и Шерстневой А.А..,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрев в судебном заседании 28 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2018 года, которым за Ауловой А.Б. признано право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность включить Аулову А.Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты подачи заявления-<Дата обезличена> на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Ауловой А.Б. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи ... человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., заслушав представителя АМО ГО «Сыктывкар» Гогунову Д.Д., Аулову А.Б., представителя Ауловой А.Б. Полосину И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Аулова А.Б. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений; обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты обращения; обязании предоставить ей жилье по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МОГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено, что Аулова А.Б. ... года рождения, является инвалидом ... группы с детства (диагноз – ...).

Установлено, что родители Ауловой А.Б. после ее рождения отказались забрать ее из родильного дома, подав соответствующие заявления, в связи с чем Аулова А.Б. подпадает под понятие ребенок, оставшийся без попечения родителей, предусмотренное ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением исполнительного комитета ... от <Дата обезличена> Аулова А.Б была помещена в Дом ребенка в г. ... и находилась в доме ребенка до <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проживала и воспитывалась в ГБУ РК «...».

<Дата обезличена> выбыла на самостоятельное проживание по адресу: <Адрес обезличен>, в настоящее время проживает по адресу: <Адрес обезличен>.

Каким-либо жилым помещением Аулова А.Б. до настоящего времени не обеспечена.

<Дата обезличена> Аулова А.Б. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список).

<Дата обезличена> на заседании комиссии по жилищным вопросам было принято решение об отказе во включении истицы в Список в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право истицы на включение в Список, в частности, указано на достижение истицей возраста ... год и утрату в связи с этим статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар от <Дата обезличена> <Номер обезличен> был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена>.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» от 01.12.2015 №115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (части 7, 8 статьи 1).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец, фактически проживающая на территории г. ... с <Дата обезличена> и до настоящего времени, находящаяся в ГБУ РК «...» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, имеющая в настоящее время в г. ... временную прописку и не имеющая пригодного для проживания жилого помещения, может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку социальные учреждения в которых находилась Аулова А.Б. до 23 лет с заявлениями о постановке ее на учет не обращались, а она сама, являясь инвалидом ... группы по психическому заболеванию, по объективным причинам не обращалась с таким заявлением.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда.

Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, а Аулова А.Б. с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращалась, о незаконности решения не свидетельствуют.

Действительно, согласно ч. 9 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, хоть и являлась совершеннолетней и дееспособной, однако в силу психического здоровья не могла самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке ее на соответствующий учет.

ГБУ РК «...», где Аулова А.Б. находилась на попечении до <Дата обезличена> - попечитель истца в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> должно было принять меры к тому, чтобы истец, в силу умственного развития не в полной мере осознающая и понимающая свои права, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения.

Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия    

о п р е д е л и л а :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи     

33-1498/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Аулова А.Б.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат»
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Коренева И.В.
28.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2019Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее