Арбитражный суд Республики Коми
167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а
http://komi.arbitr.ru, тел. 20-05-16
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сыктывкар Дело № А29-8887/2008
«27» ноября 2008г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
«28» ноября 2008г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коношенко Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ухтинского представительства Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми
о привлечении индивидуального предпринимателя Шевелева Александра Степановича к административной ответственности,
при участии в заседании:
от административного органа – Смагина Ю.В.(по доверенности),
от предпринимателя – не явился;
установил:
Ухтинское представительство Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении предпринимателя Шевелева А.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
В соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии Шевелева А.С.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующее.
Шевелев Александр Степановича, 23.07.1963 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми, ОГРН: 306110233500024. На момент рассмотрения дела статус индивидуального предпринимателя не утратил.
УГАДН по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шевелеву А.С. выдана лицензия от 27.03.2007 года, регистрационный № АСС-11-004779, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Срок действия лицензии установлен до 27.03.2012.
Индивидуальный предприниматель Шевелев А.С. является владельцем автобусов марки ГАЗ – 322131 регистрационный номер АА 571/11, марки ГАЗ – 3279 – 0000010 – 01 регистрационный номер АК 430/11, марки ГАЗ – 322132 регистрационные номера АК 435/11, АА 608/11 на праве аренды и осуществляет регулярные пассажирские перевозки.
Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Коми проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения индивидуальным предпринимателем Шевелевым А.С. лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Так, согласно акту проверки № 192/У от 30.10.2008 года установлены факты нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
А именно, предпринимателем не организован режим труда и отдыха водителей, не обеспечено регулярное прохождение водителями автобусов послерейсовых медицинских осмотров и периодического медицинского освидетельствования в установленном порядке и сроки; не обеспечена охрана транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам, а также не заключен договор на проведение регламентных работ по ТО и ТР с предприятием, организацией, прошедшими в установленном порядке сертификацию на право проведения регламентных работ. Помимо этого, ответчиком не соблюдается порядок заполнения путевых листов.
По результатам проверки старшим государственным инспектором УГАДН по Республике Коми составлен протокол № 42 об административном правонарушении от 31.10.2008 года, в котором указаны выявленные нарушения. Протокол об административном правонарушении оформлен в присутствии Шевелева А.С.
На основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы административного производства направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Шевелева А.С. к административной ответственности.
Заявленные УГАДН по Республике Коми требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
Порядок лицензирования, а также лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров, установлены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
В нарушение указанных требований, предпринимателем Шевелевым А.С. не организован режим труда и отдыха водителей. Водитель Тюгаев В.А. с 22.10.08 по 25.10.08 работал с 6 час. до 22 час., т.е. по 14 часов в день.
Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2 (в ред. от 18.07.2000) регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей относится к одним из основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Как установлено материалами административного дела, водители, работающие на автобусах предпринимателя, не проходили послерейсовый медицинский осмотр.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 года № 83, периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Согласно пункту 7 указанного Порядка работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
В нарушение указанного требования предпринимателем Шевелевым А.С. не обеспечено своевременное прохождение медицинского освидетельствования водителями.
Согласно подпункту «и» пункта 4 Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ к одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств относится также обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 4.2., 4.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27, организации и водители – предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, а также обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранение.
Организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, учет неисправностей транспортных средств и их устранения, ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.
В соответствии с пунктом 2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет:
- соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", инструкций предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств;
- организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84;
- проведения технического осмотра транспортных средств в порядке и сроки, установленные Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД РФ от 05.11.93 N 482;
- контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки;
- своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств.
Согласно пункту 2.4. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).
Пунктом 2.6 указанного Положения установлено, что ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду. Для автобусов установлена следующая периодичность технического обслуживания: ТО-1 - через 2600 километров, ТО-2 - через 13000 километров.
В нарушение указанных требований индивидуальный предприниматель Шевелев А.С. договор на проведение работ по техническому осмотру со специализированной организацией, предприятием, прошедшими в установленном порядке сертификацию на право проведения регламентных работ, не заключал, графики проведения технического обслуживания автотранспортных средств (ТО-1, ТО-2) не разработал, не обеспечил учет неисправностей транспортных средств и их устранения. Документы, подтверждающие факт проведения ТО-1, ТО-2 автотранспортных средств, используемых индивидуальным предпринимателем Шевелевым А.С. для осуществления пассажирских перевозок, отсутствуют.
Материалами дела установлено, что в нарушение пункта 2.5.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 г. № 15, индивидуальным предпринимателем Шевелевым А.С. не обеспечена охрана транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.
В нарушение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов» в путевых листах отсутствуют номер путевого листа, регистрационный номер автобуса, дата и показания спидометра при выезде на линию и возвращении на место стоянки, не указаны фамилия, имя, отчество водителя автобуса.
Из материалов дела следует, что при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам граждан предпринимателем Шевелевым А.С. нарушены лицензионные требования и условия.
Факт нарушений подтверждаются материалами дела и не оспариваются предпринимателем.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
При назначении наказания суд, учитывая наличие сведений о повторности совершения Шевелевым А.С. аналогичного административного правонарушения, считает возможным применить размер штрафа выше низшего предела, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 32.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Штраф уплачивается по следующим реквизитам: Получатель: УФК МФ по РК (УГАДН по Республике Коми), ИНН 1101486364, КПП: 110101001, р/с: 40101810000000010004, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России, БИК: 048702001, КБК: 10611690040040000140, ОКАТО: 87425000000.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь предпринимателя Шевелева Александра Степановича, 23.07.1963 года рождения, уроженца дер. Маурино, Вилегодского района Архангельской области, ОГРН: 306110233500024, проживающего по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кольцевая, л. 24, кв. 8, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3010 рублей.
Исполнительный лист выдать по истечении 30 дней после вступления решения в законную силу (в случае непредставления доказательств уплаты штрафа).
Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок со дня вынесения в апелляционном порядке.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Э.В. Шипилова