Копия
№ 2-2317/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2016 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,
при секретаре Мударисовой Р.А.,
с участием старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Областному государственному специализированному бюджетному учреждению «Томская база авиационной охраны лесов» о возложении обязанности провести устройство противопожарных минерализованных полос,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному специализированному бюджетному учреждению «Томская база авиационной охраны лесов» о возложении обязанности провести устройство противопожарных минерализованных полос до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка полноты и законности мер, принимаемых Департаментом лесного хозяйства Томской области для устранения нарушений, выявленных в ходе государственной инвентаризации лесов на землях лесного фонда Томской области. На основании ст.ст. 53,53 Лесного Кодекса РФ, постановления Администрации Томской области от 26.10.2010 №209а “О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 10.01.2014 №6 для ОГСБУ «Томская база авиационной охраны лесов» утверждено государственное задание на ... год и на плановые ... и ... годы. В том числе, в соответствии с проектом (организационно-технологической схемой) устройства противопожарных минерализованных полос в Парабельском лесничестве на ... год предусмотрено проведение устройства противопожарных минерализованных полос шириной не менее ... м в объеме ... км., в том числе, на территории Парабельского участкового лесничества, урочища “Парабельское сельское” в квартале ... выделе ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км. В нарушение требований лесного законодательства ответчик мероприятия по противопожарному обустройству лесов на территории Парабельского лесничества не выполнил, либо выполнил с нарушением. Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, статей 1, 8, 52, 53, 53.1, 83 Лесного Кодекса РФ, ст. 11 ФЗ “Об охране окружающей среды”, прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность по устройству противопожарных минерализованных полос до ДД.ММ.ГГГГ на территории Парабельского лесничества Парабельского участкового лесничества, урочища “Парабельское сельское” в квартале ... выделе ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Е.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ОГСБУ «Томская база авиационной охраны лесов», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, письменный отзыв, какие-либо доказательства не представил.
Определением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечен Департамент лесного хозяйства Томской области, который будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, письменный отзыв, какие-либо доказательства не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении гражданского дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из анализа ст. 5 Лесного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что лес является частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 11 указанного закона леса являются объектами охраны окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 53.1 Лесного кодекса РФ регламентирован перечень мероприятий по предупреждению лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
При этом меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные минерализованные полосы являются одним из типов противопожарных преград, предназначенных для предотвращения распространения опасных факторов пожара.
Минерализованная полоса – полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы (ОСТ 56-103-98, утвержденный приказом Рослесхоза от 24.02.1998 №38).В силу ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу положений п. 7.1, 7.2 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53.8 Лесного кодекса РФ работы по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 83 Лесного Кодекса РФ, подпункта “г” подпункта 8 пункта 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области №128 от 18.10.2012, Департамент лесного хозяйства Томской области осуществляет охрану, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных на территории Томской области.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Администрации Томской области от 27.02.2007 №62-ра “О создании областного государственного учреждения “Томская база авиационной охраны лесов”, пунктами 1.5, 2.1, подпунктом 4 пункта 2.2, пунктом 2.3 Устава ОГСБУ “Томская база авиационной охраны лесов” данное учреждение является подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области и на основании государственных заданий выполняет меры противопожарной безопасности в лесах, в том числе, мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
На основании ст.ст. 52, 53 Лесного Кодекса РФ, постановления Администрации Томской области от 26.10.2010 №209а, действующего до 01.01.2016, “О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” распоряжением департамента лесного хозяйства от 10.01.2014 №6 для ответчика утверждено государственное задание на 2014 и на плановые 2015-2016 годы.
Пунктом 1.1. раздела 2 государственного задания учреждению поручено выполнение государственной работы “предупреждение лесных пожаров”, в том числе, проведение мероприятий по противопожарному устройству.
В соответствии с проектом (организационно-технологической схемой) устройства противопожарных минерализованных полос в Парабельском лесничестве на ... год предусмотрено проведение устройства противопожарных минерализованных полос шириной не менее ... м в объеме ... км., в том числе, на территории Парабельского участкового лесничества, урочища “Парабельское сельское” в квартале ... выделе ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.
Тот факт, что ответчиком не осуществлены мероприятия по обустройству противопожарных минерализованных полос на территории Парабельского участкового лесничества, урочища “Парабельское сельское” в квартале ... выделе ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км.; в квартале ... выделах ... в объеме ... км подтверждается письмом и.о. начальника Областного специализированного государственного бюджетного учреждения “Томская база авиационной охраны лесов” А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.94), согласно которому доведение необходимых объемов минерализованных полос на выше указанных участках запланировано на осень ... года.
Также данное обстоятельство подтверждается актами натурного осмотра лесных участков: № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении лесного квартала ..., лесотакционного выдела ... Парабельского участкового лесничества, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении лесного квартала ..., лесотакционного выдела ... Парабельского участкового лесничества, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении лесного квартала ..., лесотакционного выдела ... Парабельского участкового лесничества, согласно которым мероприятие по обустройству минерализованных полос либо не проводилось, либо проведено неудовлетворительно, с нарушением требований.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчик, третье лицо доказательств в опровержении позиции прокурора не предоставили.
Также суд учитывает, что длительное неисполнение ответчиком данных обязанностей исключает возможность достижения задач противопожарного обустройства лесов на соответствующей территории, создает реальную угрозу неконтролируемого распространения огня, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, уничтожения лесных насаждений, находящихся в собственности Российской Федерации, а также имущества граждан и организаций, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, в том числе, с учетом предусмотренных ст. 1 Лесного кодекса РФ принципов обеспечения охраны и защиты лесов, их рационального и неистощительного использования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании требований прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд находит обоснованным заявленный истцом срок проведения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный истцом срок, стороной ответчика не представлено.
В силу пп.2 ч.2 ст. 333.17 НК РФ, пп.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░ “░░░░░░░ ░░░░░░░░”) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ “░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░” ░ ░░░░░░░░ ... ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ... ░░.; ░ ░░░░░░░░ ... ░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ... ░░.; ░ ░░░░░░░░ ... ░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ... ░░. ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░ “░░░░░░░ ░░░░░░░░”) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ “░░░░░ ░░░░░” ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «____»__________________2016░.
░░░░░
░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2317/2016 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░