2-1060/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. В. Устюг 19 мая 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Шаталова А.В.,
при секретаре Карловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова Д.В. к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
УСТАНОВИЛ :
Истец Попов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указал, что он зарегистрирован по адресу: ..., а с 1996 года фактически постоянно проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., где истец не зарегистрирован, но постоянно проживает. Вследствие наводнения пострадало имущество первой необходимости истца. Факт его постоянного проживания по адресу: ... может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также документами, приложенными к исковому заявлению. Получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие факт его постоянного проживания указанному выше адресу, не представляется возможным. Установление факта постоянного проживания по вышеназванному адресу и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, ему необходимо для того, чтобы получить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества. Поэтому и просит суд установить факт его постоянного проживания по адресу: ..., и обязать ответчиков включить его в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В судебном заседании исковые требования были уточнены, истец просит установить факт его постоянного проживания по адресу: ..., признать пострадавшим в результате ЧС и обязать включить его в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
Уточненные исковые требования истец поддержал в судебном заседании.
Представители ответчиков - администрации МО «Город Великий Устюг» и администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истец длительное время нарушает ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность. Просит выяснить в судебном заседании, по какой причине истец не обратился в уполномоченный орган для осуществления регистрации по месту жительства. При вынесении решения по делу просит учесть указанные факты.
Третье лицо Глебова Е.И. требования Попова А.Д. поддержала, пояснила, что проживает с ним без регистрации брака, имеют общего ребенка.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ..., собственником которого является Глебова Е.И., что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ....
П.А. является дочерью Попова Д.В., о чем сведана отметка в его паспорте гражданина РФ.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 24 апреля 2016 года зафиксировано, что в доме по адресу: ..., затоплен холодильник, газовая плита, стол, табуретки, диван, шкаф для одежды, шкаф для посуды, уровень воды был выше пола на 80 см, с заключением комиссии о сумме финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости - 200 000 рублей, из расчета 2-х проживающих (Глебова Е.И. и П.А.).
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости также рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Заявление Попова Д.В. на оказание финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка на территории муниципального образования г. Великий Устюг в апреле 2016 года, в администрации не было принято и он не был включен в список на оказание указанной финансовой помощи, поскольку регистрации по месту жительства не имеет.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устанавливая факт проживания истца Попова Д.В. в жилом доме, попавшем в зону затопления, суд принимает во внимание показания свидетелей К.Н. и С.А., которые суду подтвердили, что Попов Д.В. постоянно проживает по адресу: ..., и на момент стихийного бедствия также там проживал. Кроме того, указанные свидетели пояснили, что дом истца попал в зону затопления, в связи с чем пострадало его имущество.
Принимая во внимание, что свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей.
Кроме того, факт постоянного проживания истца Попова Д.В. по вышеназванному адресу подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела, а именно: копией медицинской карты амбулаторного больного Попова Д.В., сопроводительным листом Отделения скорой медицинской помощи от 25.07.2013, где в качестве адреса проживания истца указано: ..., правкой ..., согласно которой П.А. проживает с родителями - Поповым Д.В. и Глебовой Е.И., сведениями из личной карточки работника УФ Т-2 по месту работы Попова Д.В., где он значится фактическим проживающим по адресу ... ..., фотоматериалами.
Таким образом, судом достоверно установлено, что истец Попов Д.В. постоянно проживает по адресу: ..., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района проживал в жилом доме по указанному адресу и пользовался им.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение финансовой помощи при наличии доказательств полной утраты имущества первой необходимости вследствие ЧС.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец является пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение финансовой помощи, а, следовательно, он должен быть включен в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г. Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года.
Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Истец просит обратить решение суда к немедленному исполнению на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ, согласно которой суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд считает возможным обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Установить факт постоянного проживания по адресу: ... Попова Д.В., ... года рождения, уроженца ... и признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180.
Признать за Поповым Д.В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, а также право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Попова Д.В. в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, а также в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в размере 100 000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.
Судья: Шаталов А.В.