Судья Авсейкова Л.С. Дело №33-1709/17
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2017 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Бредихиной С.Г., Чубукова С.К.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Ш.А.В., Щ.Н.С. – Ф.И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 1 декабря 2016 года по иску Ш.А.В., Щ.Н.С. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю в лице Ликвидационной комиссии, МВД России, МВД России по Республике Алтай о признании приказов незаконными, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истцы проходили службу в оперативном отделе службы по Республике Алтай Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в должности старших оперуполномоченных.
На основании приказа начальника Регионального управления № 333-лс от ДД.ММ.ГГ истцы были уволены со службы в связи с переводом в другой государственный орган.
Приказом начальника Регионального управления № 6-лс от ДД.ММ.ГГ истцы были вновь уволены в связи с переводом в другой государственный орган с ДД.ММ.ГГ.
Приказом начальника Регионального управления от ДД.ММ.ГГ ***-лс приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ отменен.
Приказом начальника Регионального управления от ДД.ММ.ГГ 19-лс в отношении истцов внесены изменения в приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ и указано считать датой увольнения и исключения из списка сотрудников органов наркоконтроля ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истцы зачислены на службу в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Алтай.
Приказом начальника Регионального управления ***-лс от ДД.ММ.ГГ приказ от ДД.ММ.ГГ ***-л отменен.
Поскольку ответчик без согласия истцов в период, когда служебные отношения фактически продолжались и истцы должны были быть зачислены в распоряжение, незаконно произвел увольнение со службы ДД.ММ.ГГ, не выплатил заработную плату за период фактически исполняемых истцом обязанностей по службе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, истцы обратились в суд и с учетом уточнения просили:
- признать незаконным приказ № 333-лс от ДД.ММ.ГГ в части формулировки увольнения и изменить формулировку вместо «увольнения со службы с ДД.ММ.ГГ года» на «освобождение от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГ года»;
- признать числящимися в распоряжении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГ ***-лс в части отмены приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ;
- взыскать с ответчиков денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере ***. пользу Ш.А.В., ***. в пользу Щ.Н.С., проценты за нарушение сроков выплаты денежного довольствия в размере *** пользу Ш.А.В., *** руб. в пользу Щ.Н.С., компенсацию морального вреда в размере ***. каждому.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по указанным основаниям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ принят отказ Щ.Н.С., Ш.А.В. от иска к Ликвидационной комиссии регионального управления по Алтайскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, МВД России об обязании изменить формулировку приказа № 333-лс от ДД.ММ.ГГ, в указанной части производство по делу по иску прекращено.
Представитель ответчика Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что по указанию вышестоящих органов управления такие же приказы были вынесены в отношении всех сотрудников, в том числе и в отношении истцов, истцы изъявили желание быть переведенными в органы МВД, поэтому в спорный период находились в статусе уволенного сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган. Свои прямые должностные обязанности уже не имели права исполнять, поскольку Указом Президента *** от ДД.ММ.ГГ органы наркоконтроля были упразднены.
Представитель ответчиков МВД России по Республики Алтай и МВД России возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Пояснил, что истцами пропущен процессуальный срок по всем исковым требованиям. Спецпроверки в отношении истцов закончились ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ истцы были назначены на имеющиеся вакантные должности. Срок исковой давности исчисляется с ДД.ММ.ГГ, когда ФСКН перестал существовать как структура.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 1 декабря 2016 года исковые требования истцов оставлены без удовлетворения.
Представитель истцов, не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять новое об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы истцы ссылаются на то, что судом отказ в удовлетворении иска мотивирован оценкой законности приказа *** от ДД.ММ.ГГ. Суд не учел, что истцы оспаривали другие приказы ***-лс от ДД.ММ.ГГ и ***-лс от ДД.ММ.ГГ.
Неверным является вывод суда первой инстанции, что приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ издан без наличия на то полномочий.
Не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что истцы были уволены ДД.ММ.ГГ на основании их заявлений об увольнений со службы по истечении 14 дней в даты подачи рапортов в соответствии с Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Не учел суд, что незаконность приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ заключается в том, что истцы не были с ним ознакомлены, а также в том, что дата увольнения не соответствует дате фактического прекращения отношений.
Незаконность приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ заключается в том, что с ним истцы не были ознакомлены, в приказе не приведены основания для отмены отменяемого приказа.
Вывод суда о том, что истцы не могли находиться в распоряжении, не основан на применении п.67 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Судом необоснованно к рассматриваемым правоотношениям применен Федеральный Закон от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ, вступивший в законную силу 07.07.2016 года.
Судом неверно правовой статус сотрудников наркоконтроля определен как лиц, замещающих государственные должности.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов доводы своей апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчиков возражал против жалобы.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы проходили службу в оперативном отделе службы по Республике Алтай Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в должности старших оперуполномоченных, в специальных званиях – майор полиции.
Указом Президента Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, должно быть завершено до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истцы были предупрежден ответчиком о предстоящем увольнении по подпункту 6 пункта 142 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ *** «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), о чем составлен соответствующий акт, имеющийся в материалах дела.
Приказом директора ФСКН России от ДД.ММ.ГГ №ВИ-2011 предписано сотрудников, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел рапортом в письменном виде, уволить с ДД.ММ.ГГ.
Истцы изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел, о чем свидетельствует их рапорты от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ истцы уволены со службы в органах наркоконтроля и исключены из списков сотрудников органов наркоконтроля с ДД.ММ.ГГ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе.
Приказом начальника Регионального управления ***-лс от ДД.ММ.ГГ истцы были вновь уволены в связи с переводом в другой государственный орган с ДД.ММ.ГГ, данный приказ отменен приказом начальника Регионального управления от ДД.ММ.ГГ ***-лс.
Региональным управлением ФСКН России по Алтайскому краю в лице Ликвидационной комиссии ***-лс от ДД.ММ.ГГ в приказ Регионального управления от ДД.ММ.ГГ ***-лс внесено изменение в части даты исключения истцов из списков сотрудников органов наркоконтроля, приказано считать их уволенными с ДД.ММ.ГГ.
Письмом председателя Ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГ предписано приказы по личному составу ликвидационных комиссий территориальных органов ФСНК России, касающиеся изменения даты увольнения сотрудникам, во исполнение которых выплаты не произведены, отменить.
На основании указанного письма приказом ***-лс от ДД.ММ.ГГ приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ, касающийся изменения даты увольнения сотрудникам, отменен.
Приказом начальника МВД по Республике Алтай ***-лс от ДД.ММ.ГГ истцы с ДД.ММ.ГГ назначены на должности в МВД по Республике Алтай.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь подлежащим применению законом? пришел к выводу, что ДД.ММ.ГГ истцы были уволены из органов наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган, поэтому после указанной даты в установленном порядке не могли находиться в распоряжении Федеральной службы, а также исполнять какие-либо должностные обязанности по последней занимаемой должности в органе наркоконтроля, следовательно, после даты увольнения не могли претендовать на получение денежного довольствия.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, так как он соответствует правильному установлению обстоятельств по делу и верному применению норм материального права.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграций» постановлено упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу (п.1). Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия, а также штатную численность упраздняемых ведомств (п.2).
Пунктом 4 Указа определено, что сотрудники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Проведение организационно-штатных мероприятий должно быть завершено до ДД.ММ.ГГ, что предписано п. 5 данного Указа Президента Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с приказом директора ФСКН России *** от ДД.ММ.ГГ, изданным во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ, сотрудники органов наркоконтроля должны быть освобождены от занимаемых должностей с ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р предусмотрено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы, по ДД.ММ.ГГ включительно.
Пунктом 67 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля, сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев в порядке, определяемом директором ФСКН России.
Приказом ФСКН России от 26.12.2011 г. N 559 утвержден Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 3 названного Порядка сотрудник зачисляется в распоряжение органа наркоконтроля приказом органа наркоконтроля по личному составу. Основанием для издания приказа органа наркоконтроля по личному составу о зачислении сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в пределах предоставленных полномочий, Указ Президента Российской Федерации об освобождении от должности сотрудников органов наркоконтроля.
При ликвидации территориального органа ФСКН России, организации ФСКН России сотрудники зачисляются приказом ФСКН по личному составу в распоряжение ФСКН России либо территориального органа ФСКН России, на которые возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией (п.6).
По окончании срока нахождения в распоряжении органа наркоконтроля сотрудник, не назначенный на должность, подлежит увольнению со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения (пункт 15).
По смыслу вышеуказанных положений в распоряжение органов наркоконтроля зачисляются те сотрудники, которые предупреждены о предстоящем увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля, и в отношении которых данные мероприятия осуществляются.
Как усматривается из дела, истцы были предупреждены о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГ, однако в связи с подачей ими ДД.ММ.ГГ рапортов о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 были уволен по под.7 п.142 Положения о службе (в связи с переводом в другой государственный орган).
В силу п.151 указанного Положения о службе сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подп.11-3, 7 и 9 пункта 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в 2-х недельный срок со дня подачи ими рапорта.
Поскольку истцы были уволены именно по основанию подп.7 пункта 142 Положения в 2-х недельный срок после подачи ими рапортов, то для них служебные отношения с органами наркоконтроля были прекращены, организационно-штатные мероприятия в отношении истцов не могли больше осуществляться, поэтому они не могли быть зачислены в распоряжение органов наркоконтроля с целью последующего трудоустройства при проведении организационно-штатных мероприятий.
Таким образом, при установленных обстоятельствах увольнения в связи с переводом в другой государственный орган и отсутствии приказа ответчика о зачислении истцов в распоряжение правильным является вывод суда об отсутствии оснований считать истцов находящимися в спорный период в распоряжении органа наркоконтроля.
Судебная коллегия соглашается с оценкой судом первой инстанции представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимной связи и сделанным выводом о том, что ДД.ММ.ГГ истцы были уволены на законных основаниях, поэтому после указанной даты в установленном порядке не могли исполнять какие-либо должностные обязанности по последней занимаемой должности в органе наркоконтроля.
Поскольку истцы были уволены в установленном порядке, после ДД.ММ.ГГ в служебных отношениях с ответчиком не состояли, служебные обязанности не могли исполнять, суд первой инстанции обосновано сделал вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истцов денежного довольствия за спорный период и для удовлетворения производных требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, поскольку нарушения прав истцов при увольнении в органах наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России не установлены.
Особенности, связанные с увольнением сотрудников органов наркоконтроля со службы в связи с упразднением ФСКН России, а также их переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом № 305-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
Частью 1 и 4 ст. 33 названного Федерального закона № 305-ФЗ установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Стаж службы (выслуги лет) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период исчисляется с момента увольнения (п.10, 11 ст.33 ФЗ).
Таким образом, законодательно для сотрудников, уволенных со службы из органов наркоконтроля в порядке перевода и принятых на службу в органы МВД России в течение трех месяцев, сохраняются прежние гарантии и компенсации.
Также в п.5 ст.33 ФЗ законодательно закреплено, что по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, с учетом того, что истцы были приняты на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения из органов наркоконтроля в связи с переводом, правовые основания для изменения даты увольнения на ДД.ММ.ГГ отсутствуют, поэтому требования истца об этом обосновано судом первой инстанции были оставлены без удовлетворения.
Доводы жалобы истца об обратном основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
Издание приказов ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ ***-лс и от ДД.ММ.ГГ ***-лс обусловлено необходимостью приведения даты увольнения в соответствии с рапортами истцов и Указом Президента Российской Федерации ***.
Судебная коллегия отмечает, что для истцов права и обязанности возникли только на основании действующего приказа 333-лс от ДД.ММ.ГГ. Поскольку при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности указанного приказа, поэтому все принятые последующие приказы о его изменении при отсутствии к этому оснований правомерно ответчиком, как лицом, издавшим приказы, были отменены.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы истцов, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания приказа от ДД.ММ.ГГ ***-лс, которым отменен повторный приказ от ДД.ММ.ГГ об увольнении истцов, незаконным.
Вопреки доводам жалобы судом в решении приведена оценка законности приказов ***-лс от ДД.ММ.ГГ и ***-лс от ДД.ММ.ГГ. Оценка судом законности приказа *** от ДД.ММ.ГГ при отсутствии исковых требований о его оспаривании не влечет отмену судебного решения.
Судебная коллегия, не соглашаясь с доводом жалобы, соглашается с судом первой инстанции, что приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ не может являться законным, так как разрешил повторно вопрос об увольнении со службы лиц, ранее уже уволенных.
Довод жалобы о том, что не соответствует обстоятельствам дела вывод суда об увольнении истцов ДД.ММ.ГГ на основании их заявлений об увольнений со службы по истечении 14 дней с даты подачи рапортов в соответствии с Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судебная коллегия находит несостоятельным. В силу п.151 Положения о службе сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подп.11-3, 7 и 9 пункта 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в 2-х недельный срок со дня подачи ими рапорта. Увольнение истцов ДД.ММ.ГГ на основании рапортов от ДД.ММ.ГГ не противоречит указанной норме.
Довод жалобы о том, что истцы не были своевременно ознакомлены с приказами ***-лс от ДД.ММ.ГГ и ***-лс от ДД.ММ.ГГ, не влияет на оценку законности самих приказов, а может влиять на начало течения срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Фактическое прекращение служебных отношений в иное время, чем установлено в приказе, не влечет изменение даты прекращения указанных отношений, так как после данной даты у сторон по службе отсутствуют взаимные права и обязанности, обусловленные несением службы.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для нахождения истцов в распоряжении, так как в отношении истцов после их увольнения, которое не признано незаконным, отсутствовали основания для проведения организационно-штатных мероприятий.
Не может судебная коллегия согласиться с доводами жалобы о необоснованном применении к спорным правоотношениям Федерального Закона от ДД.ММ.ГГ № 305-ФЗ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ. Указанный нормативный акт напрямую регулирует правоотношения, возникшие в связи с имевшей место ликвидацией органов наркоконтроля.
Довод жалобы о том, что судом неверно определен правовой статус сотрудников наркоконтроля как лиц, замещающих государственные должности, не влияет ни на выводы суда по существу спора, ни на оценку доводов жалобы об отмене указанного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Ш.А.В., Щ.Н.С. – Ф.И.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: