Мотивированное решение составлено <ДД.ММ.ГГГГ>
Дело № 2-613/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Голубевой Н.В.,
с участием:
истца Маловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Маловой Т.С. к муниципальному образованию «Фурмановский муниципальный район» о взыскании невыплаченных сумм пенсий и о возложении обязанности выплаты пенсии в установленном размере,
У С Т А Н О В И Л:
Малова Т.С. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Фурмановский муниципальный район» о взыскании невыплаченных сумм пенсий и о возложении обязанности выплаты пенсии в установленном размере.
Исковые требования обоснованы тем, что истец является ветераном муниципальной службы, получателем пенсии за выслугу лет, поскольку стаж работы, дающий право на её получение, составляет 16 лет 04 месяца. Это право и гарантии предоставлены ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Пенсия за выслугу лет выплачивается из бюджета Фурмановского муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» на основании Положения «О порядке и условиях установления и выплаты пенсии за выслугу лет на территории муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы и руководящие должности в органах власти и управления», утверждённого решением Фурмановского районного Совета пятого созыва Ивановской области от 21.07.2010 г. № 42. (Далее -Положение). Решением Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ> раздел 5 Положения «Размер пенсии за выслугу лет» признан недействующим с внесенными в него изменениями. До января 2012 года истец получала пенсию за выслугу лет на основании Положения в размере 517 рублей, а с января 20<ДД.ММ.ГГГГ> рублей. Таким образом, недоплата пенсии за выслугу лет за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> из расчёта 3.000 рублей составляет 67.592 рубля. 27 июня 2012 года Советом Фурмановского муниципального района принято решение № 33, которым установлен размер пенсии с 1 мая лицам, замещавшим высшие должности, 1.500 рублей, остальным - по 1.100 рублей, а не 3.000 рублей, как установлено законом. Считает, что Совет Фурмановского муниципального района не имеет права ухудшать материальное положение получателей пенсии за выслугу лет. Просит суд взыскать с муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» за счёт средств бюджета муниципального образования в ее пользу сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в сумме 67.592 рубля. Обязать муниципальное образование «Фурмановский муниципальный район» производить истцу выплату пенсии за выслугу лет за счёт средств муниципального бюджета, начиная с <ДД.ММ.ГГГГ>, в размере 3.000 рублей.
Истец Малова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представители ответчика муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец Малова Т.С. является пенсионером по старости (л.д. 8), а также с 22.07.2004 г. получателем пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности (л.д. 11-12), поскольку истец проработала на должностях муниципальной службы более 15 лет (л.д. 10).
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в РФ».
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» отражено, что условия предоставления права на пенсию за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Специфика государственной и муниципальной службы в РФ, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 и п. 5 ч. 2 ст. 23 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ст. 10 Закона Ивановской области от 24.10.2005 г. № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» в редакции Закона Ивановской области от 10.06.2010 г. № 58-ОЗ размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, подлежащий к выплате, не может быть менее 3.000 рублей, данная редакция распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Согласно ст. 15 Закона Ивановской области от 24.10.2005 г. № 140-ОЗ (в редакции до 10.05.2012 г.) условия предоставления права на пенсию за выслугу лет выборным лицам и муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, решением Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ>, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, раздел 5 Положения, утвержденного решением Совета Фурмановского муниципального района от 21 июля 2010 года № 42, с изменениями, внесенными Решением Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области пятого созыва от 27.01.2012 г. № 5, оспариваемый раздел признан недействующим с момента официального опубликования в «Вестнике администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района».
Из преамбулы Решения Совета от 21.07.2010 г. № 42 «Об утверждении Положения о порядке и условиях установления и выплаты пенсии за выслугу лет на территории муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы и руководящие должности в органах власти и управления» следует, что оно принято, в том числе, в соответствии с Законом Ивановской области «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» от 25.10.2005 г. № 140-ОЗ. Вместе с тем, на момент издания решения Совета от 21.07.2010 г. № 42, оно противоречило нормам действующего законодательства, в связи с чем решением Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ>. раздел 5 Положения был признан судом недействующим с момента издания.
На момент вынесения решения Фурмановского городского суда от <ДД.ММ.ГГГГ> судом по заявлению заинтересованных лиц проверялось соответствие раздела 5 «Размер пенсии за выслугу лет» Положения «О порядке и условиях установления и выплаты пенсии за выслугу лет на территории муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» лицам, замешавшим муниципальные должности муниципальной службы и руководящие должности в органах власти и управления», утвержденного решением Совета Фурмановского муниципального района от 21 июля 2010 года № 42, с изменениями, внесенными Решением Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области пятого созыва от 27.01.2012 г. № 5, действующему на момент рассмотрения дела судом федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, после вынесения судом решения о признании раздела 5 «Размер пенсии за выслугу лет» недействующим, Законом Ивановской области от 10.05.2012 г. № 28-ОЗ в ст. 15 Закона Ивановской области от 24.10.2005 г. № 140-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области» внесены изменения, часть 3 статьи дополнена абзацем следующего содержания: «Минимальный размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы, определяется правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области».
Согласно ст. 17 Закона Ивановской области от 18.04.2005 г. № 72-ОЗ «О законодательном процессе в Ивановской области», законы Ивановской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.
Закон Ивановской области от 10.05.2012 г. № 28-ОЗ о внесении изменений в статью 15 Закона Ивановской области от 24.10.2005 г. № 140-ОЗ опубликован в «Собрании законодательства Ивановской области» 22.05.2012 г. № 19(588), следовательно, начало действия редакции с данными изменениями - 02.06.2012 г.
Таким образом, правом определять минимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, в том числе и Совет Фурмановского муниципального района, наделены только со 02 июня 2012 года.
Воспользовавшись правом определять минимальный размер пенсии, Совет Фурмановского муниципального района вынес Решение Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области пятого созыва от 27.06.2012 г. № 33 «О внесении изменений в решение Фурмановского районного Совета от 27.01.2010 г. № 42», установив минимальный размер пенсии для разных категорий лиц, замещавших муниципальные службы и руководящие должности в органах власти и управления в размере от 1.100-1.500 рублей. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2012 г. Решение Совета Фурмановского муниципального района опубликовано в Вестнике администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района от 28.06.2012 года № 38.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу положений ст.ст. 54-57 Конституции РФ законы, ухудшающие положения граждан, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 15.04.2008 г. № 262-О-О придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Согласно п. 9 ст. 9 Устава Фурмановского муниципального района, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в газете «Новая жизнь» или «Вестник администрации Фурмановского муниципального района и Совета Фурмановского муниципального района» и вступают в силу после их официального опубликования.
Вместе с тем суд отмечает, что ссылки о вступлении в силу с момента подписания и о распространении действия решения Совета Фурмановского муниципального района от 27.06.2012 г. № 33 на правоотношения, возникшие с 01.05.2012 г., несостоятельны, поскольку такое право предоставлено органам местного самоуправления только со 02.06.2012 г. Совет Фурмановского муниципального района решение № 33 принял 27.06.2012 г., данное решение опубликовано в официальном источнике «Вестник администрации Фурмановского муниципального района» 28.06.2012 г. № 38, согласно Устава Фурмановского муниципального района, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному и вступают в силу после их официального опубликования. Данное решение Совета затрагивает права и интересы лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет, поэтому вступило в законную силу с момента официального опубликования, то есть с 28 июня 2012 года. Ссылку в решении Совета Фурмановского муниципального района от 27.06.2012 г. о распространении действия данного решения на правоотношения, возникшие с 01.05.2012 г., суд находит также несостоятельной, поскольку придание обратной силы нормативного правового акта возможно только при наличии прямого указания на то в законе. Между тем, ни одним законом, действующим в РФ, не допускается возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения размера пенсии за выслугу лет.
Полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодательством на субъекты РФ. При осуществлении правового регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. То есть, гарантии в области государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы, установленные законом субъекта РФ, должны распространяться и на граждан, замещавших должности муниципальной службы муниципальных образований субъекта РФ.
Муниципальное образование обязано реализовывать возложенные на него полномочия в пределах своей компетенции с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, а также гарантий прав в области государственного пенсионного обеспечения граждан соответствующей категории.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец Малова Т.С. является получателем пенсии за выслугу лет в связи с муниципальной службой в Фурмановском муниципальном районе, с <ДД.ММ.ГГГГ> она получала пенсию за выслугу лет. Истец на основании раздела 5 Положения, утвержденного решением Совета Фурмановского муниципального района № 42 от 21.07.2010 г. с изменениями, внесенными решением Совета Фурмановского муниципального района от 27.01.2012 г. № 5, и изменениями, внесенными решением Совета Фурмановского муниципального района от 27.06.2012 г. № 33, получает пенсию по выслуге лет в минимальном размере с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в сумме 517 рублей, с <ДД.ММ.ГГГГ> - по <ДД.ММ.ГГГГ> 1.000 рублей, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время - 1.100 рублей в месяц.
Истец Малова Т.С. просит возложить на муниципальное образование «Фурмановский муниципальный район» обязанность производить ей выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета с <ДД.ММ.ГГГГ> в размере 3.000 рублей.
Данные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в части возложения на муниципальное образование «Фурмановский муниципальный район» обязанности производить истцу выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального бюджета в размере 3.000 рублей с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, поскольку <ДД.ММ.ГГГГ> Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области пятого созыва вынесено решение № 33, которым минимальный размер пенсии установлен в 1.100 рублей.
Решение Совета Фурмановского муниципального района от 27.06.2012 г. № 33, вступившее в законную силу 28.06.2012 г., распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.06.2012 г.
Таким образом, размер пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате истцу Маловой Т.С., как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы в органах власти и управления, с <ДД.ММ.ГГГГ> составляет 1.100 рублей, в связи с этим у суда нет оснований, предусмотренных законом, для возложения на ответчика обязанности с <ДД.ММ.ГГГГ> производить выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального образования в размере 3.000 рублей.
Вместе с тем, суд отмечает, что согласно вышеприведенным нормам законодательства, Малова Т.С. в период с 01.01.2010 г. (дата, определенная Законом Ивановской области от 10.06.2010 г. № 58-ОЗ) до 27.06.2012 г. (даты принятия Советом Фурмановского муниципального района решения № 33 от 27.06.2012 г. об установлении минимального размера пенсии) должна была получать пенсию в размере 3.000 рублей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Маловой Т.С. о возложении обязанности производить выплату пенсии подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности производить выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального образования в размере 3.000 рублей с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. В удовлетворении исковых требования о возложении данной обязанности с <ДД.ММ.ГГГГ> следует отказать.
Поскольку на ответчика возложена обязанность в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> выплачивать истцу пенсию в минимальном размере, ответчик обязан произвести перерасчет пенсии и выплатить истцу недополученную пенсию в следующем размере:
за май 2012 года 1.900 рублей ((3.000 рублей (минимальный размер пенсии, подлежащий выплате) - 1.100 рублей (размер пенсии, установленный Решением Совета Фурмановского муниципального района от 27.06.2012 г. № 33)) Х 1 месяц).
за 1-27 июня 2012 года 1.710 рублей ((3.000 рублей (минимальный размер пенсии, подлежащий выплате) : 30 дней Х 27 дней)) - (1.100 рублей (размер пенсий, установленный Решением Совета от 27.06.2012 г. № 33) : 30 дней Х 27 дней))
а всего 3.610 рублей.
Истец Малова Т.С. просит взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в сумме 67.592 рубля.
При расчете суммы невыплаченной Маловой Т.С. пенсии за выслугу лет суд руководствуется следующим, в период с <ДД.ММ.ГГГГ> до <ДД.ММ.ГГГГ> в соответствии с действующим на том момент законодательством минимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, составлял 3.000 рублей.
На основании изложенного, суд находит исковые требования Маловой Т.С. о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет законными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» в пользу Маловой Т.С. подлежит взысканию сумма (задолженность) невыплаченной пенсии за выслугу лет в следующем размере:
за январь 2010 г. - декабрь 2011 г. 59.592 рубля ((3.000 рублей (минимальный размер пенсии, подлежащий выплате) - 517 рублей (размер пенсии, установленный Решением Совета от 21.07.2010 г. № 42)) Х 24 месяца (с января 2010 г. по декабрь 2011 г.)
за январь-апрель 2012 г. 8.000 рублей ((3.000 рублей (минимальный размер пенсии, подлежащий выплате) - 1.000 рублей (размер пенсии, установленный Решением Совета Фурмановского муниципального района от 27.01.2012 г. № 5)) Х 4 месяца (январь-апрель 2012 г.),
а всего 67.592 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Маловой Т.С. удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Фурмановский муниципальный район» производить выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального образования Маловой Т.С. с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в размере 3.000 (три тысячи) рублей, обязать произвести перерасчет пенсии за выслугу лет и взыскать в пользу Маловой Т.С. сумму невыплаченной пенсии за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в размере 3.610 (три тысячи шестьсот десять) рублей.
В удовлетворении искового заявления Маловой Т.С. о возложении на муниципальное образование «Фурмановский муниципальный район» обязанности производить выплату пенсии за выслугу лет за счет средств муниципального образования, начиная с <ДД.ММ.ГГГГ>, в размере 3.000 (три тысячи) рублей, отказать.
Взыскать с муниципального образования «Фурмановский муниципальный район» за счет средств бюджета муниципального образования в пользу Маловой Т.С. сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в размере 67.592 (шестьдесят семь тысяч пятьсот девяносто два) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: __________________