Дело № 2а-361/19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием административного истца – помощника прокурора Октябрьского района Волгоградской области – Кузубовой В.Г.,
представителя административного ответчика – администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы Нога А.Ю.
при секретаре Фирсовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 22 ноября 2019 года дело по административному иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района в октябре 2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области находится гидротехническое сооружение на пруду балки «Водянка».
Проверкой установлено, что 05.10.2018 администрацией Шелестовского сельского поселения проведено преддекларационное обследование ГТС на пруду балки «Водянка», по результатам которого установлено, что данное ГТС подлежит декларированию безопасности.
Вместе с тем, администрацией Шелестовского сельского поселения допущен ряд нарушений вышеуказанного законодательства:
ГТС на пруду балки «Водянка» до настоящего времени эксплуатируется без утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС;
критерии безопасности ГТС не разработаны;
финансовые резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения, не созданы;
обучение ответственного лица за обеспечение безопасности ГТС не проводилось.
По данному факту прокуратурой района 22.03.2019 в адрес главы администрации Шелестовского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, органом местного самоуправления поселения меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений до настоящего времени не приняты, что подтверждается информацией администрации Шелестовского сельского поселения от 17.10.2019.
При таких обстоятельствах администрацией Шелестовского сельского поселения нарушаются требования ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде.
С учётом изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Шелестовского сельского поселения в части непринятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения: на пруду балки «Водянка». Возложить на администрацию Шелестовского сельского поселения обязанность по осуществлению в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда следующих мероприятий:
разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка».
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района Волгоградской области Кузубова В.Г. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области Нога А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что администрация Шелестовского сельского поселения по выполнению требований заявленных в иске не бездействует, в настоящий момент принимаются меры по выполнению указанных требований, работы к концу года будут выполнены, так как требуется время для оформления декларации безопасности гидротехнического сооружения и критериев безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка».
Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика – администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области Нога А.Ю., исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, в числе прочих, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие" на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ собственники гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, среди прочего, обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно статье 9 Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Как следует из п. 4, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
Пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, устанавливается обязанность владельцев ГТС по проведению расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС и его согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки Шелестовской сельской администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области не соблюдены исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:
ГТС на пруду балки «Водянка» до настоящего времени эксплуатируется без утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС;
критерии безопасности ГТС не разработаны;
финансовые резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения, не созданы;
обучение ответственного лица за обеспечение безопасности ГТС не проводилось.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, информацией, представленной главой поселения, а так же указанные нарушения нашли отражение во внесенном 22.03.2019 прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения представлении об устранении нарушений по результатам проведенной в марте 2019 года проверки. Таким образом, поскольку требования прокурора, изложенные в представлении от 22 марта 2019 года на момент подачи иска и до настоящего времени не исполнены, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения плотины на пруду балки «Водянка».
Нарушение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика осуществить следующие мероприятия:
разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка».
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, суд на основании ст. 187 КАС РФ устанавливает срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения плотины на пруду балки «Водянка».
Обязать администрацию Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить следующие мероприятия:
разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка»;
провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Водянка».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Октябрьский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2019 года.
Председательствующий: подпись