Решение по делу № 2-2196/2015 от 10.09.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                                  7 декабря 2015 года

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллина Р.М.,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО3,

представителя ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> <адрес> РБ ФИО4,

представителя третьего лица Министерства природопользования и экологии РБ ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> о признании бездействия по неисполнению установленных законом полномочий в области обращения с отходами производства и потребления незаконными, обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

    Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> о признании бездействия по неисполнению установленных законом полномочий в области обращения с отходами производства и потребления незаконными, обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, указывая, что проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> РБ о нарушении законодательства об отходах производства и потребления, при эксплуатации свалки бытовых отходов сельским поселением <данные изъяты>. Установлено, что свалка твердо-бытовых отходов площадью 2,0 га, расположена в <адрес>, в момент осмотра твердо-бытовые отходы складированы на площади более 1,0 га, основная масса складирована вдоль дороги и в овраге. Со стороны лесного массива территория свалки обвалована частично, по всему периметру свалки отсутствует ограждение и аншлаги, учет ввозимых и размещенных на свалке отходов не ведется, очагов возгорания отходов не обнаружено. Свалка твердо-бытовых отходов, эксплуатируемая сельским поселением <данные изъяты> является несанкционированной и подлежит ликвидации.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, п. 2 данного закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву.

Согласно п.п. 18 и 19 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Закона Республики Башкорстан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О местном самоуправлении в <адрес>», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также благоустройства территории поселения.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, таким образом, сельским поселением <данные изъяты> ненадлежащим образом не выполняет требования законодательства в области обращения с отходами, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что органом местного самоуправления не организован контроль за деятельностью муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в области сбора и вывоза отходов. С учетом того, что сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровья населения, прокурор просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.

Согласно акта осмотра объекта (территории) от ДД.ММ.ГГГГ, составленный помощником Башкирского природоохранного межрайонного прокурора ФИО2 следует, что в <адрес> организована несанкционированная свалка бытового мусора, которая по всему периметру свалки отсутствуют ограждения и аншлаги, учет ввозимых и размещенных на свалке отходов не ведется.

    В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> РБ ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика глава администрации сельского поселения <данные изъяты> РБ ФИО4 возражала против иска, ссылаяст на то, что ликвидация свалки невозможна, лимит средств на эти цели у поселения отсутствует, для признания свалки санкционированной необходима лицензия, но для получения указанной лицензии необходимо юридическое лицо, которое примет данную свалку.

Представитель третьего лица министерства природопользования и экологии РБ ФИО5 исковые требования прокурора поддержала, в удовлетворении исковых требований не возражала.

Выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> РБ ФИО3, представителя ответчика глава администрации сельского поселения <данные изъяты> ФИО4, представителя третьего лица Министерства природопользования и экологии РБ ФИО5, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, на территории Кудеевского сельсовета муниципального района <адрес> РБ организована свалка твердо-бытовых отходов площадью 2,0 га, расположена в 1 <адрес>, в момент осмотра твердо-бытовые отходы складированы на площади более 1,0 га, основная масса складирована вдоль дороги и в овраге. Со стороны лесного массива территория свалки обвалована частично, по всему периметру свалки отсутствует ограждение и аншлаги, учет ввозимых и размещенных на свалке отходов не ведется, очагов возгорания отходов не обнаружено.

Факт расположения и наличия свалки сторонами не оспаривался.

Частью 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Между тем, участок, на котором размещены отходы в государственный реестр не включен. Место размещения отходов не соответствует требованиям санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01». В частности, участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его с санитарными правилами, по периметру место размещения отходов не имеет легкого ограждения либо траншеи, либо вала, отсутствуют контрольные скважины для мониторинга грунтовых вод, переносные сетчатые ограждения отсутствуют, отходы не уплотняются и не изолируются. Не приняты организационно-распорядительные локальные акты, предусмотренные названными санитарными правилами (не разработаны инструкция по эксплуатации полигона, регламент по изоляции отходов).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Для размещения отходов на земельном участке необходимо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

Принимая во внимание, что размещение отходов осуществляется на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, и место размещения отходов не включено в ГРОРО и не соответствует действующим санитарным нормам и правилам, следовательно, свалка является несанкционированная.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Данное право обеспечивается, прежде всего, соблюдением санитарного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в том числе соблюдение законодательных требований к сбору, временному хранению отходов производства и потребления.

Положения статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей в редакции, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Данными нормами права установлено, что организация и финансирование мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора относятся к полномочиям органов местного самоуправления. При этом с ДД.ММ.ГГГГ полномочия в сфере сбора и вывоза бытовых отходов отнесены к компетенции администрации района. Полномочия сельского поселения в данной сфере с ДД.ММ.ГГГГ прекращены.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ликвидация свалки не возможна, может привести к иным проблемам.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> очистить несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                  Р.М. Хамидуллин

2-2196/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Башкирский природоохранный прокурор
Ответчики
администрация сельского поселения Кудеевский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Другие
Министерство природопользования и экологии РБ Приуфимское территориальное управление
Суд
Иглинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
iglinsky.bkr.sudrf.ru
10.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2015Передача материалов судье
14.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2015Подготовка дела (собеседование)
05.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2015Судебное заседание
09.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Судебное заседание
07.12.2015Судебное заседание
07.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее