Судья Каверина О. В. Дело № 33-11170/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж. В.,
судей Мизюлина Е. В., Мертехина М. В.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2016 года апелляционную жалобу УМВД России по Владимирской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 05 октября 2015 года
по делу по иску В.П. к УМВД РФ по Владимирской области, УФСИН России по г.Москве, УИИ УФСИН России по МО филиал по г.Красногорску и Красногорскому району о признании незаконным и отмене приказа и заключения по результатам служебной проверки, признании права и обязании выплачивать надбавку к пенсии, как ветерану боевых действий,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е. В.,
объяснения представителя истца, представителя УМВД РФ по Владимирской области, представителя УФСИН России по г.Москве, УИИ УФСИН России по МО филиал по г.Красногорску и Красногорскому району,
У С Т А Н О В И Л А:
В.П. обратился в суд с иском к УМВД РФ по Владимирской области, УФСИН России по г.Москве, УИИ УФСИН России по МО филиал по г.Красногорску и Красногорскому району: о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, утвержденного 03 февраля 2015 года начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковником полиции С.В.; признании незаконным и отмене пункта 3 приказа начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковника полиции С.В. №489 л/с от 16 февраля 2015 года, согласно которого приказ Управления внутренних дел администрации Владимирской области от 17 июня 1996 года №46 л/с в части касающейся зачета выслуги лет полковника внутренней службы В.П., из расчета 1 месяц за 3 месяца в период с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год признан изданным неправомерно; признании за В.П. право на надбавку, как ветерану боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; обязании Управление Федеральной службы исполнения наказания по городу Москве выплачивать В.П. надбавку, как ветерану боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В обоснование требований указал, что с 1994 года по 2002 год проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего инспектора по особым поручениям. На основании приказа УВД Владимирской области №16 от 10.01.1996 года принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защиты граждан РФ на территории Чеченской Республики в зоне вооруженного конфликта в районе дислокации сводных отрядов. 17.06.1996 года приказом УВД администрации Владимирской области от №46 л/с о состоявшейся командировке произведен зачет периода с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год в выслугу лет истца из расчета 1 месяц за 3 месяца. На основании данного приказа в 2004 году ему выдано удостоверение ветерана боевых действий и назначена надбавка к пенсии как ветерану боевых действий, предусмотренная пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В 2015 году УФСИН России по городу Москве прекратил выплату надбавки. Выплата надбавки прекращена в связи с признанием на основании заключения по результатам служебной проверки, утвержденной 03 февраля 2015 года, приказа 17.06.1996 года изданным неправомерно на основании приказа начальника УМВД России по Владимирской области полковника полиции С.В. №489 л/с от 16.02.2015 года. Также указал на то, что проверка проведена предвзято с нарушением порядка, установленного приказом МВД России от 26.03.2013 №161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России". Статус ветерана боевых действий ему присвоен в соответствии с требованиями ФЗ «О ветеранах», поэтому ему правомерно осуществлялась выплата надбавки.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ответчик - УМВД РФ по Владимирской области, УФСИН России по г.Москве просит его отменить и в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, постановив по делу новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции данным требованиям закона не соответствует.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Раздел 3 указанного Перечня к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенные к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 года № 1210 к зоне, на которую распространяется действие названного закона, отнесена вся территория Чеченской Республики.
Судом установлено, что В.П. в период с 01 декабря 1995 года по 01 марта 1997 года проходил службу в должности старшего инспектора отделения морально-психологической подготовки СРЛС УВД Владимирской области.
Приказом УВД №16 от 10 января 1996 года В.П. для исполнения гуманитарной миссии и концертного обслуживания сотрудников УВД Владимирской области, выполняющих конституционный и служебный долг в городах Хосавьюрт Республики Дагестан и Грозный Чеченской Республики командирован с 11 января 1995 года сроком на 15 суток (с учетом времени в пути) в группе сотрудников УВД в составе: начальника отдела воспитания СРЛС УВД полковника милиции Б.Г., начальника ОПН майора милиции С.А., инспектора СРЛС УВД старшего лейтенанта милиции Ежкова СВ., старшего инспектора ОБ ДПС УГАИ капитана милиции В.В., инспектора ОБ ДПС УГАИ прапорщика милиции С.С., рядового внутренней службы Г.В., сержанта милиции В.Е.
Период нахождения в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с 13 января 1996 года по 19 января 1996 года полковнику милиции Б.Г., капитану внутренней службы В.П. и старшему лейтенанту милиции Ежкову СВ. зачтен из расчета 1 месяц службы за 3 месяца приказами УВД администрации Владимирской области от 17 июня 1996 г. №46л/с.
Основания издания приказа - приказ УВД от 16 января 1996 г. №16 ДСП «Об откомандировании сотрудников органов внутренних дел области в зону вооруженного конфликта».
За образцовое выполнение служебного долга в период нахождения в командировке в зоне вооруженного конфликта и высокое творческое мастерство члены бригады С.А., В.В., С.С., Г.В.. В.Е. и А.Н. поощрены приказом УВД Владимирской области администрации от 23 января 1996 г. №58, а их числе В.П. награжден нагрудным знаком "Отличник милиции".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что истец находился в служебной командировке с 13.01.1996 года по 19.01.1996 года в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республики для исполнения гуманитарной миссии и концертного обслуживания сотрудников УВД Владимирской области, выполняющих конституционный и служебный долг в городах Хосавьюрт Республики Дагестан и Грозный Чеченской Республики, следовательно, сам по себе факт нахождения в зоне вооруженного конфликта может свидетельствовать о его участии в боевых действиях (непосредственного участия в проведении контртеррористической операции) и являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий и включении периода пребывания в Чеченской республики в 1996 году в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. Кроме того, суд указал, что приказ начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковника полиции С.В. №489 л/с от 16 февраля 2015 года, согласно которого приказ Управления внутренних дел администрации Владимирской области от 17 июня 1996 года №46 л/с в части касающейся зачета выслуги лет полковника внутренней службы В.П., из расчета 1 месяц за 3 месяца в период с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год, издан с нарушением закона и служебная проверка проведена с нарушением порядка, установленного приказом МВД России от 26.03.2013 №161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что истец имеет право на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий и соответственно имеет право на надбавку, как ветеран боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исходя из следующего.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Между тем, при рассмотрении исковых требований факт непосредственного выполнения истцом определенных боевых задач судом не установлен; требования истца удовлетворены при отсутствии в материалах дела доказательств, в частности без наличия соответствующих приказов, свидетельствующих о выполнении истцом задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
Кроме того, согласно п. 5 вышеуказанного Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерства и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 229 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280" установлено, что Перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра - командующего внутренними войсками МВД России и начальника Штаба МВД России.
Приказами МВД России от 4 июля 1996 г. № 360, от 7 сентября 1996 г. № 497, от 6 ноября 1996 г. № 593, от 31 декабря 1996 г. № 699 для обеспечения закрытия административной границы Чеченской Республики силами МВД России на прилегающих к ней территориях в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года была определена только Группа оперативного управления силами органов внутренних дел на административной границе Чеченской Республики (ГОУ г. Кизляр).
В соответствии с пунктом 2 приказа МВД России от 30.06.1994 № 229 сотрудникам органов внутренних дел, направленным для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительные гарантии и компенсации предоставляются по приказам соответствующих командиров (начальников) на основании справок, выдаваемых начальниками штабов воинских частей (органов внутренних дел), командирами оперативных и иных групп, в которых определяются периоды фактического выполнения этими лицами задач в названных условиях.
Само по себе нахождение в период прохождения службы в органах внутренних дел на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
Вместе с тем ни в ходе проведения служебной проверки, ни в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих фактическое исполнение истцом задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, в частности, таких доказательств как приказы (справки), свидетельствующие о выполнении истцом соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, не установлено.
Таким образом, вывод суда о фактическом участии В.П. в выполнении соответствующих задач на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, основанный как указал суд, на материалах из личного и пенсионного дел истца, противоречит требованиям ст. 60 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для признания за истцом права на надбавку, как ветерану боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказания по городу Москве выплачивать ему указанную надбавку у суда первой инстанции не имелось.
Не соглашаясь с решением суда в части признания незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, утвержденного 03 февраля 2015 года начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковником полиции С.В.; признании незаконным и отмене пункта 3 приказа начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковника полиции С.В. №489 л/с от 16 февраля 2015 года, согласно которого приказ Управления внутренних дел администрации Владимирской области от 17 июня 1996 года №46 л/с в части касающейся зачета выслуги лет полковника внутренней службы В.П., из расчета 1 месяц за 3 месяца в период с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год, судебная коллегия исходила из следующего.
Служебная проверка была назначена и проведена в Порядке, установленном приказом МВД России от 26.03.2013 № 161.
Основанием для проведения служебной проверки послужила необходимость установления обстоятельств, послуживших для издания приказа администрации Владимирской области от 17.06.1996 № 46 л/с, возникшим при рассмотрении обращения С.С., что подтверждается рапортом врио начальника УРЛС УМВД России по Владимирской области П.В. от 12.01.2015 года.
В тот же день по данному факту начальником УМВД России по Владимирской области Губаревым назначена служебная проверка, заключение которой утверждено им 3 февраля 2015 года, то есть в установленный п. 16 Порядка срок.
Непосредственное проведение служебной проверки было поручено заместителю начальника ОМПО УРЛС УМВД России по Владимирской области начальнику ОВР Е.В., что подтверждается соответствующей резолюцией от 12 января 2015 года (п. 14 Порядка).
В ходе служебной проверки сотрудниками УМВД России по Владимирской области установлено, что ни В.П., ни другим командированным вместе с истцом сотрудникам справки ГОУ г. Кизляр, в которых были бы определены периоды фактического выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта не выдавались (пояснения В.П., объяснения руководителя группы командированных сотрудников Б.Г., изученные архивных личных дел сотрудников).
Поскольку служебная проверка была проведена в порядке, установленном приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, в ходе которой было установлено, что приказ Управления внутренних дел администрации Владимирской области от 17 июня 1996 года №46 л/с в части касающейся зачета выслуги лет полковника внутренней службы В.П. из расчета 1 месяц за 3 месяца в период с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год был издан неправомерно, так как истец фактически непосредственного участия в контртеррористической операции во время нахождения в командировке в январе 1996 года не принимал, в связи с чем, отсутствовали основания для установления ему выслуги лет на льготных условиях один день службы за три дня в соответствии с Порядком исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. и в дальнейшем выдачи удостоверения ветерана боевых действий на основании данного приказа.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований В.П. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 05 октября 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Иск В.П. к УМВД РФ по Владимирской области, УФСИН России по г.Москве, УИИ УФСИН России по МО филиал по г.Красногорску и Красногорскому району: о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, утвержденного 03 февраля 2015 года начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковником полиции С.В.; признании незаконным и отмене пункта 3 приказа начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области полковника полиции С.В. №489 л/с от 16 февраля 2015 года, согласно которого приказ Управления внутренних дел администрации Владимирской области от 17 июня 1996 года №46 л/с в части касающейся зачета выслуги лет полковника внутренней службы В.П., из расчета 1 месяц за 3 месяца в период с 13 января 1996 года по 19 января 1996 год признан изданным неправомерно; признании за В.П. право на надбавку, как ветерану боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; обязании Управление Федеральной службы исполнения наказания по городу Москве выплачивать В.П., надбавку, как ветерану боевых действий, предусмотренную пп. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу УМВД России по Владимирской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи