Дело № 2-680/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 мая 2016 года г. Поронайск Сахалинской области
Поронайский городской суд Сахалинской области
В составе председательствующего судьи Венек И.В.,
при секретаре судебного заседания Игнатьевой В.Е.,
с участием представителя ответчика ООО ЖХ «Бумажник» Даньковской О.Н., действующей на основании доверенности от 20 мая 2016 года,
представителя ответчика Администрации Поронайского городского округа Шелешковой О.Ю., действующей на основании доверенности № 02-1015/16 от 24 февраля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданские дела по искам Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Пожидаевой И.С., Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищное хозяйство «Бумажник», Администрации Поронайского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер к оборудованию основных входов жилого дома светильниками и освещению дворовой территории,
У С Т А Н О В И Л:
Поронайский городской прокурор, действующий в интересах Пожидаевой И.С. и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Жилищное хозяйство «Бумажник» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию мер к освещению подъездов и дворовой территории, указав, что на основании договора управления многоквартирными домами от 09 июня 2014 г. ООО ЖХ «Бумажник» обслуживает многоквартирный дом, расположенный по *. В ходе проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства управляющими компаниями было установлено отсутствие освещения над основными входами в вышеуказанный жилой дом и дворовой территории названного дома, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Просит признать бездействие ответчика, выразившее в непринятии мер по организации освещения основных входов жилого * в * и дворовой территории данного дома незаконным и обязать принять меры к устранению выявленных нарушений в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Аналогичные требования предъявлены прокурором и истцами Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. по *, *, *.
Определениями Поронайского городского суда от 19 апреля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Поронайского городского округа. Прокурором представлены заявления об уточнении исковых требований, согласно которым прокурор просит возложить обязать на Администрацию Поронайского городского округа по принятию мер к организации освещения вышеуказанных дворовых территорий в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; исковые требования, предъявленные к ООО ЖХ «Бумажник» оставил без изменений, от исковых требований о возложении обязанности на ООО ЖХ «Бумажник» по освещению дворовых территорий прокурор и истцы не отказались, в связи с чем они подлежат рассмотрению.
Определением Поронайского городского суда от 05 мая 2016 года иски объединены в одно производство. Гражданскому делу присвоен номер 2-680/2016.
Представитель ответчика ООО ЖХ «Бумажник» с иском не согласился, пояснив, что уличное освещение подъездов по спорным домам имеется, за исключением *, но он включен в текущий план ремонта на 2016 г., подъезды будут освещены согласно установленному графику работ. Доказательств того, что установленное освещение не соответствует требованиям СанПин, прокурором и истцом не представлено. Освещение двора не входит в обязанность данной управляющей компании.
Представитель ответчика Администрации Поронайского городского округа Шелешкова О.Ю. с иском не согласилась, пояснив, что дворовое освещение имеется, а доказательств его несоответствия требованиям СанПиН в материалах дела не имеется.
Истцы в суд не явились, извещены по адресам, указанным в исках. Прокурор также извещен надлежащим образом, причина неявки истцов суду неизвестна, прокурор просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие прокурора, истцов в силу ст. 167 ГПК РФ
Выслушав доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.1,1.1,1.2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Аналогичные требования к надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме содержаться в п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п.2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч.3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно п. п. 2, 11.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 18 августа 2006 года, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и пр.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11.1 Правил).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными на то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
В разделе 2 Правил указано, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу о том, что подъезд является элементом общего имущества собственников многоквартирного дома, который должен быть освещен, исходя из требований п.п. 5.4, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которым все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола.
Согласно договору управления многоквартирными домами от 9 июня 2014 года, ООО ЖХ «Бумажник», как управляющая организация, по заданию собственников, в соответствии с приложениями к договору, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность ( п.2.2).
Целью вышеуказанного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг (п.2.1).
В соответствии с приложением 1 к данному договору в управлении ООО ЖХ «Бумажник» находятся дома, расположенные по *, *, *, *.
Из акта, составленного 25-26 февраля 2016 года, следует, что помощником Поронайского городского прокурора проведена проверка, в ходе которой в ночное и вечернее время фактически установлено отсутствие освещения основных входов в данные многоквартирные дома и дворовых территорий.
Факт наличия уличного освещения подъездов в домах № * по * в * подтверждается нарядами выполненных работ от дата , дата , дата , актами выполненных работ от дата , дата , дата , актами обследования объектов от дата
Из актов следует, что освещение исправно, соответствует требованиям п.5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10. Все работы выполнены согласно плану текущего ремонта на 2016 г., что не свидетельствует о бездействии данной управляющей компании.
Из актов от дата следует, что уличное освещение входов в подъезды * и * домов по * отсутствуют, но согласно дополнительному плану текущего ремонта жилищного фонда на 2016 г. данные дома включены в план работ по освещению, определен период выполнения работ с апреля по ноябрь 2016 года,
С учетом тех обстоятельств, что ответчиком определен объем работ по уличному освещению подъездов домов № * по *, срок по которым еще не истек, а по остальным домам истцами не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные доказательств, подтверждающие факт наличия уличного освещения подъездов в соответствии с требованиями СаНПиН, исковые требования Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Пожидаевой И.С., Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищное хозяйство «Бумажник» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер к оборудованию основных входов жилых домов светильниками, не подлежат удовлетворению.
Исковые требования Поронайского городского прокурора действующего в интересах Пожидаевой И.С., Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищное хозяйство «Бумажник» о признании бездействия, выразившего в непринятии мер по организации освещения дворовых территорий незаконным, возложении обязанности по принятию мер к освещению дворовых территорий данных жилых домов, в соответствии с требованиями п.2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, не подлежат удовлетворению, поскольку предъявлены к ненадлежащего ответчику, так как организация уличного освещения в силу договора управления многоквартирными домами не входит в обязанность данного ответчика. Кроме того, пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории.
Исковые требования Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Пожидаевой И.С., Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. и неопределенного круга лиц к Администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по принятию мер к освещению вышеуказанных дворовых территорий, в соответствии с требованиями п.2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п.27 ст. 9 Устава Пронайского городского округа, принятого решением Собрания Поронайского городского округа от 13.03.2013 N 35 к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно п. 1.1. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Поронайский городской округ, утвержденных решением собрания Поронайского городского округа № 138 от 25 апреля 2014 г., данные Правила разработаны с целью обеспечения должного санитарно-эстетического состояния населенных пунктов муниципального образования Поронайский городской округ.
Согласно п.1.2 Правила являются обязательными для юридически и физических лиц: владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков систематической санитарной очистке, уборке и содержанию в порядке, в том числе, элементов внешнего благоустройства, включая дворов, подъездов, уличного освещения, опорных столбов.
В соответствии с п.1.3 Правил в понятие содержание и уборка территории входят, в том числе, содержание элементов внешнего благоустройства (двор, подъезд, уличное освещение, опорные столбы), освещение населенных пунктов муниципального образования.
Разделом 5 данных Правил предусмотрен порядок содержания элементов внешнего благоустройства.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил содержание таких элементов внешнего благоустройства как памятники и мемориалы отнесено к компетенции собственников либо лиц, уполномоченных собственниками.
Организацию содержания иных элементов внешнего благоустройства осуществляет Администрация по соглашению со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования Поронайский городской округ.
Таким образом, именно на Администрацию Поронайского городского округа возложена обязанность по организации освещения элементов внешнего благоустройства, к коим относится, в том числе, дворовая территория, в связи с чем доводы ответчика о том, что именно собственники жилого дома решают данный вопрос, судом не принимается во внимание, поскольку из анализа вышеперечисленных норм следует иное.
В соответствии с п.2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Из представленных актов обследования объектов от дата следует, что дворовые территории по спорным адресам освещены, освещение исправно и соответствует требованиям п. 2.12 СаНПиН 2.1.2.2645-10, а доказательств обратному прокурором и истцами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Пожидаевой И.С., Беликовой А.В., Бобровского А.В., Шестакова М.П., Ильиной Н.В., Тимохиной Л.Ф., Рябова А.А., Кузьмина Ю.Н., Гуляева В.Ю. и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Жилищное хозяйство «Бумажник», Администрации Поронайского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию мер к оборудованию основных входов жилого дома светильниками и освещению дворовой территории – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Поронайского городского суда: И.В. Венек