Решение по делу № 2а-392/2017 ~ М-406/2017 от 16.10.2017

Дело а-392/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Глебовой И.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Косторной Л.А.,

представителя административного ответчика – главы Сосновского сельсовета <адрес> Хромова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к совершению действий по оформлению регистрационного учета водопроводных сетей как бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации МО «Сосновский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению регистрационного учета водопроводных сетей как бесхозяйного недвижимого имущества, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», действующих норм Гражданского кодекса РФ, <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения», поскольку на территории муниципального образования и в его границах расположено <данные изъяты> км. водопроводных сетей, которые являются бесхозяйным недвижимым имуществом, в собственность муниципального образования, иных лиц не оформлены, на регистрационный учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не поставлены. Непринятие администрацией муниципального образования мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с целью последующего оформления их в муниципальную собственность свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством, по управлению муниципальным имуществом, организации в границах поселения водоснабжения населения, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и влечет невозможность надлежащего содержания и ремонта указанного имущества, возложения установленной законом ответственности за допущенные при его использовании нарушения. Указанным бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья, получение в необходимом количестве надлежащего качества коммунальных услуг, а также создается угроза причинения вреда их здоровью, возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сосновский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, и возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административно истца помощник прокурора <адрес> Косторная Л.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Сосновский сельсовет» <адрес> глава Хромов Е.В., заявленный административный иск признал, не возражал против его удовлетворения, указывая, что на территории муниципального образования и в его границах расположено <данные изъяты> км. водопроводных сетей, которые являются бесхозяйным недвижимым имуществом, однако используются ими для обеспечения водой населения, так как водопроводные башни и скважины, к которым сети подключены, находятся в муниципальной собственности. Администрацией МО «Сосновский сельсовет» <адрес> водопроводные сети на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не поставлены ввиду отсутствия денежных средств, необходимых для оформления технической документации на них.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 2, 6 ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения», ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Данный вопрос разрешается в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что МО «Сосновский сельсовет» <адрес> имеет статус сельского поселения.

В силу п/п 4.3 п. 1 ст. 5 Устава в целях решения вопросов местного значения МО «Сосновский сельсовет» <адрес> обладает полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. <данные изъяты> 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Частью 5 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с вышеуказанными нормами Закона, орган местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяет гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности.

При этом в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, орган местного самоуправления обязан определить гарантирующую организацию либо организацию, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей.

В случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи его с п. 1.1 ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 1 данного Закона, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в пределах сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.

При этом, согласно ст. 50 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе, имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, по смыслу закона, при обнаружении бесхозяйного объекта сети водоснабжения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ, только за муниципальным образованием.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей муниципального образования.

Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Реализация данных прав обеспечивается, в том числе, выполнением требований вышеприведенного законодательства.

Вместе с тем, по делу установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности.

Согласно представленным схемам систем водоснабжения, расположенных на территории поселений Сосновского сельсовета <адрес>, на территории муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес> расположена централизованная система холодного водоснабжения, представляющая собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам, в состав которой входит, в том числе <данные изъяты> км. водопроводных сетей.

Данная централизованная система холодного водоснабжения является бесхозяйной, поскольку на праве собственности ни за кем не зарегистрирована, что подтверждается представленным уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на сооружение – водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> кв., расположенных по адресу: <адрес>

Гарантирующая организация для данной централизованной системы холодного водоснабжения административным ответчиком определена не была, в связи с чем водопроводные сети эксплуатируются в целях обеспечения водоснабжением населения МО «Сосновский сельсовет» администрацией муниципального образования.

При этом административный ответчик, как орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные водопроводные сети, возложенных на него Гражданским законодательством обязательств по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи с целью оформления в дальнейшем права собственности муниципального образования на них, не выполняет, поскольку с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не обращался, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений о данном объекте в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные обстоятельства не оспаривались и административным ответчиком.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что административным ответчиком допущено бездействие, так как им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ и уставом обязанности по управлению муниципальным имуществом, принятию мер к надлежащей организации водоснабжения населения муниципального образования, поскольку, являясь единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного, этого не сделал.

Данное бездействие административного ответчика, учитывая социальную значимость данных водопроводных сетей, как источника водоснабжения для граждан, проживающих в границах муниципального образования, является нарушением действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, так как отсутствие собственника указанных сетей влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению социально незащищенных граждан сельского поселения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, влечет невозможность надлежащего содержания и ремонта указанного имущества, возложения установленной законом ответственности за допущенные при его использовании нарушения.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, водопроводные сети на учет в качестве бесхозяйных не поставлены, что не оспаривается последним, суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, и обязать ее принять меры к постановке водопроводных сетей на учет.

С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений, принимая во внимание отсутствие какой-либо документации на водопроводные сети, суд находит заявленный прокурором срок для исполнения решения недостаточным, в связи считает установить его равным 1 году со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к совершению действий по оформлению регистрационного учета водопроводных сетей как бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «Сосновский сельсовет» <адрес> обязанность по принятию меры по постановке расположенных на территории и в границах муниципального образования водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья          Т.В. Глебова

2а-392/2017 ~ М-406/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Горшеченского района
Ответчики
администрация Сосновского сельсовета
Суд
Горшеченский районный суд
Судья
Глебова Татьяна Владимировна
16.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
16.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
23.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее