Решение по делу № 2а-1617/2018 ~ М-1482/2018 от 19.10.2018

Дело № 2а-1617/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2018 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего         Шишкиной Е.Е.,

при секретаре                 Гариной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Озерскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Озерского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора недействительным и освобождении от уплаты исполнительского сбора

                УСТАНОВИЛ:

    Муниципальное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа (далее МУП УАТ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора недействительным и освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что 18 октября 2018 г. в адрес МУП «УАТ» поступило постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 10 000 руб. в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.

В предусмотренный законом срок для добровольного исполнения требований МУП «УАТ» не имело возможность погасить единовременно задолженность по указанному постановлению в размере – 10 000 руб.

В настоящее время имеется наличие большой дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствуют денежные средства на расчетных счетах.

Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику было предоставлено 5 дней для добровольного исполнения. Получение постановления предприятием не оспаривается. Вместе с тем, учитывая наличие прочих задолженностей, арест расчетных счетов предприятия, тяжелое финансовое положение, перечисление 10 000 руб. взыскателю невозможно.

МУП УАТ просит суд признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 02 февраля 2018 года и освободить МУП «УАТ» от уплаты исполнительского сбора по данному исполнительному производству.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Озерский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – Озерский ГОСП), судебный пристав-исполнитель Озерского ГОСП Куликов Е.А. (л.д. 2).

Также к участию в дело привлечено заинтересованное лицо взыскатель- Чернова О.Б.

В судебное заседание представитель МУП УАТ, Управления ФССП, Озерского ГОСП, судебный пристав-исполнитель Озерского ГОСП, Чернова О.Б. не явились, извещены (л.д. 53-56).

Из поступившего отзыва судебного пристава-исполнителя Куликова Е.А. на административный иск следует, что на основании исполнительного документа, выданного мировым судьей судебного участка № 2 г. Озерска возбуждено исполнительное производство от 28 июня 2017 года о взыскании с МУП УАТ задолженности в размере 43 390 руб. 76 коп. в пользу взыскателя Черновой О.Б.

В пятидневный срок требования для добровольного исполнения должником не исполнены

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 января 2018 года с МУП УАТ взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в размере – 10 000 руб. в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.

24 января 2018 года исполнительное производство от 28 июня 2017 года окончено судебным приставом в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. направлено должнику почтовой корреспонденцией, получено 15 марта 2018 года.

Просят в иске отказать (л.д. 31-32).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из вышеуказанных норм закона административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что постановлением 28 июня 2017 года возбуждено исполнительное производство 27395/17/74057-ИП о взыскании с МУП УАТ в пользу Черновой О.Б. задолженности в размере - 43 390 руб. 76 коп. (л.д. 41).

Постановление об исполнительном производстве МУП УАТ получено, что не оспаривается в иске. Предупреждение об исполнении требований исполнительного документа вручено директору МУП УАТ- 30 августа 2017 года (л.д. 40).

Платежное поручение о полной уплате задолженности МУП УАТ направлено в Озерское ГОСП 19 января 2018 года (л.д. 38).

Исполнительное производство прекращено 24 января 2018 года (л.д. 35).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 33,36).

Административным истцом получено (л.д. 7-8).

Представителем МУП УАТ не оспаривается факт его получения, однако исходя из тяжелого материального положения оплатить данный сбор не может.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что в установленный срок, решение суда в добровольном порядке не исполнено.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что судебный пристав-исполнитель при вынесении оспариваемого постановления действовал в соответствии с законом, в рамках должностных полномочий и права либо свободы истца не нарушил. У судебного пристава-исполнителя имелись достаточные основания для принятия данной санкции штрафного характера, при этом требования Федерального закона "Об исполнительном производстве" полностью соблюдены.

МУП УАТ просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора.

Между тем, оснований для этого, по мнению суда не усматривается.

В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Между тем, МУП УАТ не представлено суду доказательств, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями в целях надлежащего исполнения исполнительного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В силу части 1 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников из бюджетной системы.

МУП УАТ, как и прочие должники, обязано исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 ФЗ N 229 ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.

Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).

На основании обстоятельств дела, исследованных в ходе судебного заседания, суд полагает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора. При этом принято во внимание материальное положение административного истца (л.д. 11-20, 49-53), что свидетельствует о наличии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора в максимальном размере - на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ N 229, то есть до 7 500 руб.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

На основании изложенного ст.ст. 217,218 КАС РФ, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 7 500 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: - ░░░░░░░ ░.░.

<>

<>

<>

<>

2а-1617/2018 ~ М-1482/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное унитарное предприятие "Управление автомобильного транспорта" Озерского городского округа
Ответчики
Озерский городской отдел судебных приставов УФССП по Челябинской области
судебный пристав-исполнитель Озерского ГОСП УФССП по Челябинской области Куликов Е.А
Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области
Другие
Межрайонная ИФНС № 3 по Челябинской области
Черепанова К.А.
Суд
Озерский городской суд
Судья
Шишкина Е.Е.
19.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
30.11.2018[Адм.] Судебное заседание
05.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019[Адм.] Дело оформлено
25.01.2019[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее