Судья Аладышева С.А. Дело № 33-2251
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу Горбунова А. Ю. на решение Каширского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова А. Ю. к администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты>, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты>, Министерству имущественных отношений М. <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта договора аренды, об издании постановления, о согласовании постановления, о заключении договора аренды,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Министерства имущественных отношений М. <данные изъяты> Лужакова Р.Г.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Горбунов А.Ю. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты>, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты>, Министерству имущественных отношений М. <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта договора аренды, об издании постановления, о согласовании постановления, о заключении договора аренды. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что в 2014 году он обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью 1.500 кв.м, расположенного по адресу: М. <данные изъяты>, Каширский р-он, д.Большое Кропотово. <данные изъяты> в газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> (28) было опубликовано объявление администрации Каширского муниципального района о предоставлении в аренду указанного земельного участка, после которой других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало. На основании постановления администрации Каширского муниципального района от <данные изъяты> № 3248-пг была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. <данные изъяты> сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости. <данные изъяты> Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> отказала в согласовании проекта договора аренды земельного участка. Просил признать незаконными отказ Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> в согласовании проекта договора аренды земельного участка; обязать администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> издать постановление о предоставлении ему в аренду земельного участка, обязать Министерство имущественных отношений М. <данные изъяты> согласовать такое постановление, обязать Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> заключить с ним договор аренды земельного участка.
Представитель административных ответчиков администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> административный иск не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что поскольку Министерство имущественных отношений М. <данные изъяты> не согласовало предоставление земельного участка в аренду Горбунову А.Ю., то отказ администрации Каширского муниципального района в этом нельзя признать незаконным; что публикация в газете сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка
была осуществлена в нарушение порядка опубликования такого извещения.
Административный ответчик Министерство имущественных отношений М. <данные изъяты> своего представителя в суд не направило.
Решением Каширского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Горбунов А.Ю. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения представителя Министерства имущественных отношений М. <данные изъяты>, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разбирательством по делу установлено, что Горбунов А.Ю. в 2014 году обращалась в администрацию Каширского муниципального района М. <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью 1.500 кв.м, расположенного по адресу: М. <данные изъяты>, Каширский р-он, д.Большое Кропотово.
<данные изъяты> в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района – газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> (28) администрацией Каширского муниципального района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Постановлением администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> № 3248-пг была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и размеры его границы площадью 1500 кв.м.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в согласовании проекта договора о предоставлении Горбунову А.Ю. в аренду земельного участка в связи с нарушением процедуры опубликования сообщения в печатном издании (не указано место и сроки подачи заявлений и ознакомления со схемой земельного участка).
В соответствие с абз.1 п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствие с абз.2 п.3 ст.30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В соответствии со ст.ст.30, 38 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до <данные изъяты> г.) предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду не исключает возможности его предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка. Допускается предоставление участка в аренду без проведения процедуры торгов на основании заявлений заинтересованных лиц, но когда обязательным условием предоставления участка в аренду без проведения процедуры торгов является предварительная и заблаговременная публикация о наличии предлагаемых участков в случае, если подана только одна заявка.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков. Одним из основных условий законности предоставления земельных участков на основании настоящей статьи является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.
В подтверждение публикации администрацией Каширского муниципального района М. <данные изъяты> сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, на который претендует заявитель, была представлена светокопия газеты «<данные изъяты>» от <данные изъяты> <данные изъяты> (28) (л.д.80).
Как следует из текста светокопии указанной газеты, сообщение оформлено таким образом, что одновременно указано на предоставление множества земельных участков, расположенных по одному и тому же адресу: М. <данные изъяты>, Каширский р-он, дер.Большое Кропотово, что не позволяет установить конкретное местоположение каждого земельного участка.
Кроме того, сообщение не может быть воспринято, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду. При этом земельный участок не индивидуализирован, его точное место нахождение не известно, что не способствует получению наибольшего числа заявок и нарушает процедуру сдачи земельного участка в аренду.
Также по смыслу п.4 подп.1 ст.30 ЗК РФ в объявлении должна содержаться информация не о намерении администрации предоставить земельный участок, а предложение его приобрести и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу. В публикации не содержится сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, нет сведений об опубликовании такого же сообщения в официальном печатном органе муниципального образования «Сельское поселение Знаменское» - по месту нахождения земельного участка.
Судебная коллегия считает, что такая публикация преследовала цель ограничить число претендентов на земельный участок, не обеспечивала наибольшей доступности информации о предоставлении земельного участка для потенциально заинтересованных в его приобретении лиц, что не может повлечь для административного истца наступления правовых последствий в виде предоставления земельного участка без проведения торгов по основанию отсутствия других претендентов на земельный участок.
Такая публикация была проведена с нарушением установленного ст.30 ЗК РФ принципа публичности предоставления земельных участков, поскольку были нарушены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления спорного земельного участка.
Несоблюдение указанного принципа исключило возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на спорный земельный участок, что нарушило интересы неопределенного круга лиц, необоснованно создало для административного истца приоритеты на получение права аренды на спорный земельный участок, исключило возможность эффективного распоряжения этим земельным участком на конкурсной основе, что привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.
В соответствие с п.2 ст.3.3 Федерального З. от <данные изъяты> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствие с п.п.1, 4 ст.2 указанного Федерального З. земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных З. и принимаемых в соответствии с ними З. субъектов РФ. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных З., иных нормативных правовых актов РФ, З. и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные указанным Федеральным З., могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ст.17 п.1.2 Федерального З. от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований М. <данные изъяты> и органами государственной власти М. <данные изъяты>» установлено, что Правительство М. <данные изъяты> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти М. <данные изъяты> осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.3 подп.16 ст.2).
Одновременно З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований М. <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями М. <данные изъяты>» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п.1 подп.6 ст.2).
При этом реализация данного полномочия, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа М. <данные изъяты>, осуществляется при наличии согласия Правительства М. <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти М. <данные изъяты>, предоставляемого в порядке, установленном Правительством М. <данные изъяты> (п.3 ст.2).
Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков установлен распоряжениями Минмособлимущества от <данные изъяты> № 12ВР-1305, от <данные изъяты> № 12ВР-365.
Указанные правовые акты М. <данные изъяты> к настоящему времени в установленном действующим законодательством порядке не действующими не признаны.
Разбирательством по делу установлено, что решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в согласовании проекта администрации Каширского муниципального района М. <данные изъяты> договора на предоставление Горбунову А.Ю. в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с нарушением процедуры опубликования сообщения в отношении земельного участка (не указаны место и сроки подачи заявлений, ознакомления со схемой земельного участка).
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о порочности размещенного администрацией Каширского муниципального района в печатном издании сообщения о предоставлении земельного участка, то нет правовых оснований для признания незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в М. <данные изъяты> от <данные изъяты> г., которое основано на том же обстоятельстве порочности сообщения.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал З., нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ,
о п р е д е л и л а :
Решение Каширского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова А. Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: