Решение по делу № 2а-408/2017 ~ М-343/2017 от 11.10.2017

Гр. дело 2а-408/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2017 года                                                                                          с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Хасуртайское» о признании бездействия незаконным и об обязании произвести землеустроительные и кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых под кладбища, оформить право собственности на данные земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Хоринского района РБ) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Хасуртайское» (далее по тексту администрация МО СП «Хасуртайское») о признании бездействия незаконным и об обязании произвести землеустроительные и кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых под кладбища, оформить право собственности на данные земельные участки, мотивируя тем, что в ходе проверки установлено, что на территории МО СП «Хасуртайское» расположено два места для захоронения – два кладбища в <адрес>. Данные места для захоронения в реестре муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» не числятся, кадастровый учет земельных участков под кладбищами не произведен, правоустанавливающие документы на земельные участки под кладбищами отсутствуют.

Таким образом, администрацией сельского поселения «Хасуртайское» не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, а том числе не принимаются меры к проведению в отношении указанных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ.

Не проведение в отношении земельных участков, занятых под кладбища, предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ приводит к обезличиванию территории общественных кладбищ, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения, нарушая при этом права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Административный истец помощник прокурора Бороноева Н.Б. направила заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик, будучи надлежащим образом извещенным, при подготовке дела отсутствовал. В своем заявлении представитель МО СП «Хасуртайское» Иванова Л.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие, согласна на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, в порядке предусмотренном КАС РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии с требованиями главы 33 КАС РФ.

Согласно части 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, проанализировав доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд истцом не пропущен (ст. 219 КАС РФ).

Прокуратурой района в соответствии с пунктом 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1330 по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Частью 4 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-Ш «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Пунктом 19 статьи 2 Устава сельского поселения «Хасуртайское», утвержденного решением Совета депутатов МО СП «Хасуртайское» от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В ходе проверки установлено, что на территории МО СП «Хасуртайское» расположено два места для захоронения–два кладбища в <адрес>.

Данные места для захоронения в реестре муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» не числятся, кадастровый учет земельных участков под кладбищами не произведен, правоустанавливающие документы на земельные участки под кладбищами отсутствуют.

Таким образом, администрацией СП «Хасуртайское» не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, а том числе не принимаются меры к проведению в отношении указанных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ.

Не проведение в отношении земельных участков, занятых под кладбища, предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ приводит к обезличиванию территории общественных кладбищ, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения, нарушая при этом права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции РФ.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, взысканию с ответчика не подлежат.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные требования закона, суд полагает возможным возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Хасуртайское» обязанность до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения в соответствии с действующим законодательством и после истечения ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по этому административному делу в суд и административному истцу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» по не установлению границ земельных участков, занятых кладбищами, не постановке их на государственный кадастровый учет и не регистрации права собственности на земельные участки.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы земельных участков, занятых двумя кладбищами вс. <адрес> Республики Бурятия, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки.

Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Хасуртайское» после ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:                                                                                                О.В. Цыбикдоржиева

2а-408/2017 ~ М-343/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация МО СП "Хасуртайское"
Суд
Хоринский районный суд
Судья
Цыбикдоржиева Оюна Васильевна
11.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.10.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.10.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
02.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2017[Адм.] Дело оформлено
15.01.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее