Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-11075/2018, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ
Копия
Дело № 2а-11075/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 декабря 2018 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Куляпина,
при секретаре А.В. Егорушковой,
с участием представителя административного истца С.А. Куцый,
представителя административного ответчика А.З. Файзуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кульматова М.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом расходов за 2014 год, возложении обязанности произвести перерасчет,
установил:
М.М. Кульматов обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что в 2014 году административный истец осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. При этом у него была обычная система налогообложения, уплачивал налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 13% от суммы дохода, упрощенную систему налогообложения не применял. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН), положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное страхование за себя исходя из их дохода, в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей в фиксированном размере и в случае если величина дохода превышает 300 000 рублей в фиксированном размере плюс 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом. Если доход индивидуального предпринимателя применяющего УСН в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины. До 2018 года по требованию Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее ИФНС России по г. Набережные Челны) индивидуальные предприниматели, в том числе и те, кто находились на обычной системе налогообложения и не применяли УСН, как административный истец, рассчитывали и уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета общего дохода без учета суммы понесенных расходов. Затем в 2018 году после проверки работы и соблюдения налогового законодательства ИФНС России по г. Набережные Челны вышестоящим органом были установлены нарушения в части переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих обычную систему налогообложения и уплачивающих НДФЛ. Кроме того, в феврале 2018 года было опубликовано письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 2018 года № ..., в котором даны разъяснения по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, которое 21 февраля 2018 года Федеральной налоговой службой было направлено, в том числе и в ИФНС России по г. Набережные Челны. Вышеуказанным письмом Министерства Финансов Российской Федерации было определено, что действующим налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Ознакомившись с указанным письмом, административный истец узнал, что излишне уплатил сумму в размере 126 985 рублей 85 копеек, что подтверждается платежным поручением № ... от 13 марта 2015 года. За 2014 год общий доход административного истца составил 13 218 661 рубль, из них расходы (сумма налоговых вычетов) составили 13 126 190 рублей 92 копейки, чистый доход составил 92 470 рублей 98 копеек, что подтверждается уточненной налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) от 16 июня 2015 года. Поскольку чистый доход в сумме 92 470 рублей 98 копеек не превышает установленную сумму 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование административный истец должен был уплатить только в фиксированном размере. Однако административный истец оплатил еще 1 % от суммы 13 218 661 рубль в размере 126 985 рублей 85 копеек. 19 марта 2018 года административный истец обратился в ИФНС России по г. Набережные Челны с заявлением о возврате переплаты излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В апреле 2018 года административный истец получил из ИФНС России по г. Набережные Челны решение об отказе с указанием на то, что исчисление и уплату взносов до 1 января 2017 года контролировал Пенсионный фонд Российской Федерации, заявление административного истца было перенаправлено в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) (далее УПФ РФ в г. Набережные Челны) 9 апреля 2018 года административный истец получил ответ, в котором административный ответчик указал, что не наделен полномочиями определения размера дохода плательщика и данная функция возложена на налоговые органы, в связи с чем произвести перерасчет и возврат не представляется возможным. 18 апреля 2018 года М.М. Кульматов вновь обратился с заявлением в налоговый орган, но до настоящего времени ответ так и не получил. Обратившись в УПФ РФ в г. Набережные Челны 10 августа 2018 года получил ответ, в котором административный ответчик указал на невозможность перерасчета обязательств по страховым взносам с дохода превышающего 300 000 рублей. Считает, указный отказ в перерасчете обязательств по страховым взносам незаконным. На основании вышеизложенного просит признать действия УПФ РФ в г. Набережные Челны, выразившиеся в отказе произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом расходов за 2014 год незаконными и обязать административного ответчика произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом расходов за 2014 год.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель по ордеру адвокат С.А. Куцый требование иска поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) А.З. Файзуллина в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика – ИФНС по г. Набережные Челны в судебное заседание не явился. Действующая, по доверенности от налогового органа Л.И. Уразаева ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, при этом представила отзыв, в котором указала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов административного дела следует, что с ... года М.М. Кульматов был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
19 марта 2018 года М.М. Кульматов обратился с заявлением к руководителю ИФНС России по г. Набережные Челны, в котором, просил пересчитать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации с суммы превышения доходов 300 000 рублей в размере 1 %. В связи оплатой административным истцом 1% из расчета общего дохода за 2014-2015 годы (л.д.17).
26 марта 2018 года заместитель начальника ИФНС России по г. Набережные Челны Р.Р. Сабирова приняла решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), указав, что полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам с 1 января 2017 года, в связи с чем, налоговые органы не имеют права самостоятельно вносить корректировку в данные, переданные фондами. Заявление административного истца было перенаправлено в УПФ РФ в г. Набережные Челны (л.д.18).
9 апреля 2018 года заместитель начальника УПФ РФ в г. Набережные Челны А.А. Купцова направила в адрес административного истца сообщение, в котором указано, что Пенсионный фонд не наделен полномочиями определения размера дохода плательщика, данная функция возложена на налоговые органы. С учетом изложенного, произвести перерасчет страховых взносов с суммы дохода превышающего 300 000 рублей не представляется возможным (л.д.19).
После этого, 18 апреля 2018 года М.М. Кульматов направил в адрес руководителя ИФНС России по г. Набережные Челны заявление, в котором вновь просил пересчитать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (л.д.20).
Далее, административный истец обратился с аналогичным заявлением в УПФ РФ в г. Набережные Челны, в ответ на которое 26 июля 2018 года заместитель начальника УПФ РФ в г. Набережные Челны А.А. Купцова направила М.М. Кульматову сообщение, в котором указала, что перерасчет обязательств по страховым взносам с дохода превышающего 300 000 рублей с учетом расходов за период 2014 года производится только на основании судебного решения (л.д.22).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) – при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Само определение понятия величины дохода предпринимателя, не производящего выплаты физическим лицам, в целях определения размера страхового взноса, указанный Федеральный закон не содержит.
Однако 30 ноября 2016 года принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда».
Из разъяснений, содержащихся в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 указанного Закона, в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Соответственно, указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует об определении для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно данным налоговой декларации М.М. Кульматова по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, общая сумма дохода административного истца составила 13 218 661 рубль, при этом общая сумма налоговых вычетов составила 13 126 190 рублей 02 копейки, налоговая база для исчисления налога составила 92 470 рублей 98 копеек (л.д.12-15).
Как следует из вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, страховые взносы следует исчислять с суммы фактически полученных административным истцом доходов, в частности, за 2014 год с суммы 92 470 рублей 98 копеек.
Таким образом, действия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), выразившихся в отказе М.М. Кульматову произвести перерасчет страховых взносов, нельзя признать законными и обоснованными, а потому административное исковое заявление М.М. Кульматову о признании незаконными действий Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) и возложении обязанности произвести перерасчет размера страховых взносов подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Кульматова М.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом расходов за 2014 год, возложении обязанности произвести перерасчет, удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), выразившиеся в отказе произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по заявлению Кульматова М.М. с учетом расходов за 2014 год незаконными.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) устранить допущенные нарушения, путем перерасчета страховых взносов Кульматова М.М. на обязательное пенсионное страхование с учетом расходов за период 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: «подпись»
Копия верна:
Судья: Д.Н. Куляпин
Секретарь судебного заседания: А.В. Егорушковой
Решение не вступило в законную силу.
Судья: Д.Н. Куляпин